суббота, 27 марта 1999 г.

Кружаль "Аки Голубь" (хоровод распевцев)


Книга - Кружаль «Аки Голубь» (хоровод распевцев) была написана во время моей работы в ЗАО «СТС» за два рабочих дня (прямо на рабочем месте за пишущей машинкой «Ятрань») – 11 и 12 марта 1999 года. Точнее будет написать – сами распевцы (основные тексты) были написаны в это время, а зачины (эпиграфы) и послесловия писались примерно в тоже самое время, но уже во время моих посещений Российской Национальной Библиотеки.

Мощным и единственным толчком к написанию этой книги послужило ошеломляющее чувство, которое вспыхнуло после прочтения книги А. Эткинда «Хлыст. Секты, литература и революции» (М., Новое Литературное Обозрение, 1998). Кстати будет сказать, что данная книга посвящена А. Эткинду. По-другому и быть не могло.

В то время мой интерес к заумному и самовитому творчеству был велик, и я как раз искал подходящую форму для бродящей, взрывающейся во мне зауми. И этот момент настал, когда я познакомился с таким явлением, как хлысты. Эта секта (быт, обрядовость, идейность, творчество) поразила моё воображение свежестью чувства и творческой свободой и нашла много гармоничных созвучий внутри меня.

Теперь о самой книге. Как известно, «богослужения» (радения) хлыстов проходили в кружениях, самобичеваниях и в спонтанных выкрикиваниях и причитаниях, которые только приходили на освобождённый ум, которые выходили из самого сердца экстаза во время радений. Стоит отметить, что духовные песни (а также глубинные речевые импровизации) являлись важным столпом мировоззрения  хлыстов.

Чтобы отразить кружения (форму «богослужения») хлыстов, мной была придумана некая архитектоническая форма этой книги – этого поэтического произведения. То есть – последняя строчка каждого распевца является первой строчкой последующего распевца. Последняя же строчка последнего распевца уже является первой строчкой первого распевца. Таким образом распевцы, составляющие книгу, сцепляются друг с другом, замыкаются, превращаясь в круг – в кружаль. (Далёким прообразом для меня стала такая форма – как венок сонетов).

Всего в книге 17 распевцев + один распевец-ключ (некий аккумулятор). Каждый распевец сотоит из 17 строчек.

Почему 17? Дело в том, что в то время число 17 мне представлялось наиболее мистическим и сакральным, а также оно было, как говорится, одним из любимых. И помимо этого мне важно было обозначить «секты, литературу и революцию» через октябрь 17-го года.

Важными элементами книги являются первый (соборный) распевец – Ключарь и последний финальный распевец. Они как бы аккумулируют в себе свойство - «красиво» замкнуть круг распевцев. То есть – Ключарь скомпилирован из последовательности первых (они же последние) строк распевцев. Структура же финального распевца такова: первая строчка финального распевца – это последняя строчка предыдущего распевца, вторая строчка финального распевца – это предпоследняя строчка предыдущего распевца, третья строчка финального распевца –  это третья с конца строчка пред-предыдущего распевца, четвёртая строчка финального распевца –  это четвёртая с конца строчка пред-пред-предыдущего распевца, и так далее.

На первый взгляд может показаться, что слишком сложно и рационально. Но это не так. Попробую пояснить чисто схематически.

КЛЮЧАРЬ:
Р1_1 = Р17_17
Р2_1 = Р1_17
Р3_1 = Р2_17
Р4_1 = Р3_17
Р5_1 = Р4_17
Р6_1 = Р5_17
Р7_1 = Р6_17
Р8_1 = Р7_17
Р9_1 = Р8_17
Р10_1 = Р9_17
Р11_1 = Р10_17
Р12_1 = Р11_17
Р13_1 = Р12_17
Р14_1 = Р13_17
Р15_1 = Р14_17
Р16_1 = Р15_17
Р17_1 = Р16_17

Распевец №1:
Р1_1 = Р17_17
…………………
…………………
…………………
…………………
Р1_17 = Р2_1

Распевец №2:
Р2_1 = Р1_17
Р2_2 = Р17_16
…………………
…………………
…………………
Р2_17 = Р3_1

Распевец №3:
Р3_1 = Р2_17
…………………
Р3_3 = Р17_15
…………………
…………………
Р3_17 = Р4_1


(…………………
…………………
…………………
…………………)


Распевец №15:
Р15_1 = Р14_17
…………………
…………………
Р15_15 = Р17_3
…………………
Р15_17 = Р16_1

Распевец №16:
Р16_1 = Р15_17
…………………
…………………
…………………
Р16_16 = Р17_2
Р16_17 = Р17_1

Распевец №17 – финальный распевец:
Р17_1 = Р16_17
Р17_2 = Р16_16
Р17_3 = Р15_15
Р17_4 = Р14_14
Р17_5 = Р13_13
Р17_6 = Р12_12
Р17_7 = Р11_11
Р17_8 = Р10_10
Р17_9 = Р9_9
Р17_10 = Р8_8
Р17_11 = Р7_7
Р17_12 = Р6_6
Р17_13 = Р5_5
Р17_14 = Р4_4
Р17_15 = Р3_3
Р17_16 = Р2_2
Р17_17 = Р1_1

Как легко можно увидеть из этой схемы – рациональность в процессе творения формы  была лишь в одном. Был написан некий один текст (на самом деле это был именно Ключарь – он первичен). И после было лишь одно условие начинать и заканчивать каждый из распевцев определёнными строчками. Это было лишь единственное ограничение.

Процесс написания распевцев я пытался свести к максимальному отключению разума. Писал реально первое, что приходило в голову. Добивался я этого разными способами – задержкой дыхания, быстрым выкуриванием сразу нескольких сигарет, быстропечатанием и отстранением от реальности мыслей. Стояла задача максимально моделировать «радения» хлыстов в воплощении «духовных стихов». Что уж греха таить – бессмыслица внешняя удалась на славу!)

Последний финальный распевец, как видно из схемы – не писался, а был просто скомпилирован из уже имеющегося материала.

Далее предстояла не менее интересная работа. Каждому распевцу я хотел придать автора и историю. В связи с этим пришлось обратиться к иным книгам, содержащим документальный материал по деятельности секты хлыстов в России. (Так сейчас уже наверняка проблематично восстановить источники – то в конце данного поста будут выложена информация на более вероятные источники).

И так об обрамлении формы – кружали «Аки Голубь». Каждый распевец начинается творческим зачином (эпиграфом), в котором фигурирует некий герой. И что здесь важно? – важно то, что все имена и фамилии в зачинах не являются вымышленными, это реальные люди, которые действительно жили и были членами сект. Стоит отметить, что так как на тот момент мне казалось, что выразительнее и драматичнее будут герои, состоящие в секте скопцов, поэтому выбор (из различных уголовных хроник и других документальных материалов) пал именно на скопцов. Высока вероятность того, что в зачинах описываются реальные случаи причинения себе увечий (самооскопления, отрезание грудей и проч.) также в зачинах уделено значительное внимание инструментам и способам нанесения себе увечий. Инструментарий скопцов также тщательно изучался. Дабы не впасть в сугубый натурализм, эти самоистязания выражены в определённом лексическом стиле. Искренний аромат романтизма, понимания и милосердия также можно ощутить в этих эпиграфах.

Заканчиваются же распевцы неким послесловием, а точнее датировкой и местонахождением. Вероятность того, что это реальное время жизни, место проживания, а также сами скопческие случаи – очень высока. Вполне реально, что в конце указаны те же данные, из того же источника, что и информация взятая для зачина (эпиграфа). Если так – то единство личности, времени и места сохранено. Понятно, что при большом желании можно восстановить источники, которые были использованы для зачинов и датировки с местонахождением моих героев.

Хочется отметить, что в процессе написания я действительно с большой любовью и пониманием относился к моим персонажам, тем более, что это были реальные люди, растворившееся и растаявшие своими радениями и кружалями в вечности  и частицами находящиеся в нас. Рискну предположить, что во мне – в большей мере, так как часто в моих одиноких путшествиях они были единственными близкими людьми. Это также можно понять, если обратить внимание на героя последнего распевца – Илейку Выжигу. В этой книжке – это единственный вымышленный персонаж, но на самом деле – я имел ввиду себя. То есть я таким образом приобщился, самоидентифицировался. Стоит заметить, что распевец, который я плету от себя (Илейки Выжиги) не имеет ни единой строчки, которой не было бы выше, то есть он просто вмещает в себя начало и конец братца-хлыста-скопца. То есть я-персонаж финального распевца – Илейка - соборный и состоит из всех других Голубей (Христов и Богородиц), которые принимали участие в этом двухдневном радении в мрачном кабинете полуразвалившегося завода. 

Эта форма и это содержание Кружали «Аки Голубь» – это моё послание, мой месседж. Я есть – потому что есть другие. Я  - капля, я и Океан. Мир заумен – и Мир прозрачен, Мир абсурден – и Мир сострадает.

В конце хочется отметить, что планировался совместно с Евгенией Богомоловой – графиком и учёным-микологом выпуск небольшого оформленного тиража этой книги. Определённая работа была проведена, а также достигнуты договорённости о том, как! эта книга будет выполнена, в какой форме и технике. К трём текстам были Евгенией сделаны эскизы. Но работа была приостановлена. На данный момент имеется небольшое количество материала, которое, стоит отметить, даёт представление о том, как это должно было выглядеть. Есть надежда, что рано или поздно, оформление книги будет таки закончено. Принцип оформления останется прежним, по исполнителям – пока не понятно. Возможно, что закончим мы это дело вместе с Евгенией, возможно, что и нет.

В связи с тем, что книга имеет определённую структуру, которую я, как автор, всегда хотел выделить и обозначить,- имеется вариант книги (упрощённый), который подчёркивает эту структуру разными шрифтами.
(10.07.2012 и 21.09.2012)

Источники, которые точны были использованы при написании книги:

1. Пеликан, Е.В. Судебно-медицинские исследования скопчества и исторические сведения о нем / Е.В.Пеликан. – СПб., 1872.
2. Бонч-Бруевич, В.В. Материалы к истории русского сектантства и раскола / В.В. Бонч-Бруевич. – СПб., 1908. – Пг., 1916. – Вып. 1-7.

И так:
Расшрифтовка книги: http://zlystra.blogspot.com/2000/04/blog-post.html
Наброски оформления книги: http://zlystra.blogspot.com/2001/11/blog-post.html

Ну, и, соответственно, сам текст книги ниже:


Кружаль "Аки Голубь" (хоровод распевцев)


Посвящается Александру Эткинду

КЛЮЧАРЬ

Кочеток кричарью вычур
снюхалси со вшой
сибя как высматрило в панорье
знаменцам-щурам снами в руку
счирикни пятко с кречетомъ
нечет по бабушке с котеем
кондратеем селиваном
по зерновым яичкам
краснознамёнными серпами
щёлкни по носу рыбки-бабурки
китоврасу по щиколотку дожди
маята брысьни прысь заревцо
деревцо молчуган постяк
пузырьками мучило поделом
с подмышкаря болька-кап
мажется а щуки не брюшатилось
чтоп вам пуста была


*****************

Отхожеместно мастеровой Колька Южаков
самовольно обляпал гланды
мёдной дурью,
калёной топориной потом отсек уд свой
на берёзовой колодке,- 
теперича, покружаясь с братцами-голубчиками,
потярой пудовый пот капает
гусляные нотоньки пророчеств.

кочеток кричарью вычур
дышится по суху ляхам
ну чо не протарщится мха
светляк избарь по-колено
ножица а в замесе сыворотка
сырая ватка радением мягко
кожура в крыльцо сестрицы
богородит дугу ра
ветка прижать общекотун
уныль сливень в поры дуплом
рублёвый похоть не матрён
ну ка шприца еловая эдака
спать вымирающи баще сляки
кляки батога гам маёвок
око обоссыха в балдец чугун
ладно ладно б проглянься а то
снюхалси со вшой

Послыхань сия 1842 годка
об зимоборе дня третьягж;
заморочено в Уфимской губ.
на зачатье Агидели.




*****************

Отслыхал в ночево исповеданице
от чёрнобурого крестьянина Олежки Саблина;
он сидючи на обломышке печурке
нить кровенозную казал мне,
якой мошну с позолоченными ядрами сек
в дуплище Саровском,
казал перевязоньку,
малевал хрипотцой усердно
будущное сбываньице.-
Прищурьтесь слухами!

снюхалси со вшой
взашей по голой заднице пробастовал
мал вонюч чёпорен свинчеством
брусняк черняками подземлян
милуха в подушку лыситься перо
жыруй солнечнык в стеклока
барин в бору кружоку крота
тра-та-та-та-та-та-та
палица перуне мыжет перечок
бородки злотом кровка-травка
окропи пискулей межой кадыче
лыче не вяже хер с неё
буквица мажуся до смерд
залупнулся мамка крыской куш-куш
жрю жарюгой в мясах отколупнец
зренящий мягонько вложечкам
сибя как высматрило в панорье

1 лютнем ослучилося сие,
годиною 1867 от Р.Х.,
в Бельцах на Реуте.
Мне перечливо набаюкивал в 1862 -
(оборотливо набаюкивал).


*****************

Оплутно в васильковых ангелочках
крылил красногубых веснянок,
а девка крестьянная - Еленка Шебанова о 15 летах,
ставша короедкой махонькой,
молочком обронявшись на лапки мои,
жалилась, коли злыи (злые ли?) сестрицы
отняли нецеловань сосков
в огородном не-посеве.
Ко Христу обручаль болю приструнила,
токмо распевисто глаза хлопали-хлопотали
песнянку верную.:

сибя как высматрило в панорье
лампадка пухла ни чука ни гека
паклей быль а щоб не припека
кушало смеялося словненько солнц
цукерный яко-прияко жидок
повесел в верёвочке глазырь
не смазалось мыльце пах
хапужата ласковый косолапы
сенцо словцо вилами зуботычирь
трухлява камушек лягуш царев
дверцарь лижимся о сугробах поровну
мазюкать ли языкато бодро
не жаб не жоп не быж
бомжик сахаристое обглодышно
пышно морщу пирожок кожку дру
утрук пальчикам мочалам и так
знаменцам-щурам снами в руку

Обмозговано в руки дельце
травнем-весельником
в 1852 годок ото Р.Х.;
днём запямятовали -
(я и девка).
Запямятовали под Моршанскими Колокольцами.
Вото как!


*****************

Сидючи-лёжучи в казарменных палатях
прозналась весть о Сашко Мазуренки.-
Обхитрившись с часовым,
он пршлындал на кухню казённую,
ржавым штыкачём шомонку пережучил
на доске гниловатой
да поленищем вдарил!
Истерийная напевня 
ашь в нашу коморку-камерку докандыбала.-
Тако в нашем братцевом полку прибыло
кровянами да Христосиком Новоявленным.

знаменцам-щурам снами в руку
пригорелося погостящий мар
гринька оленяхе ягельно
ночка не ночара буерак в конец
тысь-тысь халопче рта валится
морочь русалочье храпит
кряж в бровь до китежей перглод
калчеь мачь одиночь ну и рыскай
полати-молати я ль ими кто
кток коток усачары колосок сплю
плюшится барынька сокол в постах
стах дико из птах стих хиляк
хиляк силка жиль им же журы-жары
гусличка в конопелько лекарь все
яма изможется изгложется
тискать богородицы цыцы
счирикни пятко с кречетомъ

Дело 18 вековины.
Года 69 - оборотного.
Дни обыденны здеся -
не припомнить.-
Его денёк - Веха.
Орловская губ. 
Тюрьма под Кромами.


*****************

Каменну болезню изгоняша,
вдовонька Агриппина Орехова
(ЗолоткоОрехова) - величанье девичье -
зашарапалась в чёрну баню с заточной гильзой.
Бутон срамной корнем срезала,
окропила каменку алой. . .
Разъелись в Богородично посланице камни!
Читайте-ка.

счирикни пятко с кречетомъ
пригорелым мя и тя бяху во бору
рук кислоткой до бусинки
иже ветрюганом сапжится рёбра
колящий в не жупан а токмо
лохма сикалка скалкой тестам
мочегоны зарянева тупо и супасто
щи ситом край через ты мыслить не
касторка мышиный богомилю и рку
ну рудой не брынды как по воду
коромысл корочки берёза ёз-за
срубисто в плохе творожно грыж
маяр апряль чистюсь тебя с корень
роды рыдам морды мырдам по себе
бежу да и пиздых кипятка заплатка
заплутко к тропко с топко бздит
нечет по бабушке с котеем

Годом 1859-м.
Седмицей Вьюжень.
Днём 1.
Городком Солнцево Курской губ.


*****************

О зашторенных глазах
просто-бабно Малинушка Попова
стала Сёструшкой,
Богородушкой стала
(хоть ничайно, а стала).:
Почёсны хотельным чесноком сосцы
жгла горячными пасхальными яичками,
квасным камешком калила их в усмерть.-
Они по-скорому и выболели.
Сталась голубушка пророчливой песнярой
иволги и Волги.
Плывайте-слухайте!

нечет по бабушке с котеем
пенка жалятся к дубовитость ихр
и храбор табора крохобор прррр
махно жульке печкун не масть в
умами батяк трезвяк-звок колколкол
колокольчик мудачка выя рэпнула
хрякнуло злычку где ступка ягам
мам и пап и не вчерась спозоряк
лирничка за кашу кашу за пашу
снегирь по журбал хлебцем полюшко
полушка лепты ухватюся в зандразу
блинам и нам колобку сыплюсь 
к носа три тридцать трик
исподне извольти откушати
откланятся поровну сокам соколов
черпать в рты хрящики рот и яик
кондратеем селивановым

Мной плывно и слухано
во 1976 год
при покиде матушкиного гнезда
в подлёдном Ижорном,
а само событьице
читкой узнал из пеликановой книжицы,
приложной 31-й страничкой странной.
(Опрозили, опоршивили нас тамо).


*****************

Жив-живёхонёк рекрут Епифаний Закомулин!
Он письмой лживой о Вечном Иходе 
Жинки Агриппинушки Орешке
взгрудился привально в сарай
и приказно, вытянув шулят,
ссек их суровой верчью
в черноземны слякотны
одним передёром.
Я их во своясной кружали встречу,
но ужо Божьими -
Христом-братцем и Богородицей-сестрицей.
А пока-мест, копанием землицы ищите-ищите,
яко кровка распевна солдатика,
яко распевна прозорливостью.

кондратеем селивановым
тел общак смехами вехами
потрох холопче за речка бысть
сутул ножу калён железы
сиськи жало забытьям братьям
мара не есть в лунку даром
морочил мурлычил босяки в стеклынь
травка заговень пряху паху
боли от в говнех духобори
запорен туч зерном небу лил
подозлил дрёмщику кучку на молень
избам грусти и тоски желчи-то
вымахивал скорбят до под лесу
подлецу цапелька пенки тррреля
банники ригой скукужься по уши
отрежься по горл отпотьмы потомчи
по зерновым яичкам

1859 годом,
новолетней седмицей,
девятым деньком.
В Ручьях под Будогощью.
Мыслю, что и единым мигом
оба забожились.


*****************

Деревянным маслицем на лучинку чухонского леса
не сгомонить кричаль во лесу, во Жарках
десялетней (тогда пра-пра-бабки моей)
Дарьюшки Моисеевой.
Подруженька подорожной травой,
травкой коварной обелила незрелы яблоки её,
апослянь всёж целованные
законеволенным безусым юнцом.
Я родом оттудова! ! !
Слухайте, слухайте кричаль ту
в дремучезасовном бору,
в Четверток бездождевный.

по зерновым яичкам 
иволгу дармовщинкой спарюсь
хлыщит эх залюба в нояру во
кличь мызгал бы ручёнку я ты
уныло скорбяка скарбный ноч
гучур оттяпаем мыслюм жары кры
воздуш ный и ляпой попой в усищ
чирики дея чар мочар в башкуль
пуль речкам спить чаю не чай вовсе
лысюка вкусней плешью шельма да
шельма нет прусь коням пчёл
лыч медух хренчики вамчики жы
жыл да не был о вас в думкам гноя
тряпущая а магарыч не вместимся
мисковать ухица ковыляй каракуля
птица вам просвечусь про свечу в саван
краснознамёнными серпами

Ломонос 18-го.
45 год вековечины оголтелой,
вековечины 19-й.
В полудень сталось то осестрение
в Костромских Потаянах.


*****************

Зазнобился распевец-единоголосец
братков утробных -
Леонтия и Борисоглебки Рыжковых
в питейном доме.
Взмолились заблудшие
язычно и кровью истекайно,
да штобы нёс я сало бычачье
(быка водопойного рассветного),
да штобы тащил квасцы и купоросы
заживлять вновь приемлемых в Орду Богову.
Торопился я прикладываться
ко месту, шулятами вулущенному,
ко месту, без блядивого уда.
Тонкой ниткой - драгоценной -
трещал воздух от боль-певания.

краснознамёнными серпами
без сучка а не с задоркой
сколь не угодны в будёнке не зато
штыкуй какой-то халявность мирку
человечь комиссарю в тыблочко
сраль шинельки кострю иди
полёживай ажюром язвой тырь чуть
не будто хлопок в клопок восстали
лик личин лозунгу канатным дёр
ревлапти глинчуку ка ки мажуся
точаем сухость ли нож хз
свершил ленинцу смолка медалца
ржа потравим по вам скучат оче
аль не оченько глазко тёк-тёк боевок
градец нагрудка жглось прижглось
сиськой мучалось нетушки не выде
щёлкни по носу рыбки-бабурки

Декаброй порой суетилися
во годину 1825
в день восстаньица
на ледке Волхова волшаного.
Нынче ж - блажень безсуетная!


*****************

Анфиска Невидимова - мать-любляночка
опорола соски на двое
ещё не именованной дочурке-бабурке.
Как лепо!-
из колыбельки в Юнь Богородицы! !
Не зловата, не мачехна Анфиса.-
Спел кровавик грела на грудке,
в пастушью сумку ороняла боль,
корочкой дубка да губками грецкими
кровушку-матушку убаюкивала.
Водкой острой и царской касала раны её
и губки свои во славень,
во славень Царства Божева.
А неназванка, по-человечьи кудахтать немогущая,
птичьей трескотнёй плескала песенку-лесенку во Китеж. 

щёлкни по носу рыбки-бабурки
стрекозка а не лужа мылюся
пастухель тромбом при гжели туп
перетуп моря прокисло камню
словно сыр я к тебе жира режусь
стебля бабочку мычует пыльцой-ка
уголь девочкам шахтёрный мхи
вляп в ляпус пупус пупка брылями
соха плавничка болоться сохатого
морошка в кошарах по небе по небе
стручил пятница жилку бе-ризы
рёзы с приступочка почку бе
вод поди не разберись ли ливнеет
линять куколка смеху эго смей эхо
тля жёр напал на хрен их не очень
честней да бошкам не сальнится сяко
китовраса по щиколотку дожди

Спасенье души сбывалось
в 1849-м,
в июльной зависти к августу
на бритвах новоиспечённых зорь.
Ярь-Оренбуржье не противилось.
Сакмара гостеприимила. . .


*****************

Алёха Парда - каменноутёсный богатырь
в День Болян Ковыля
златосерпной косой рубанул стояком
шулята свои плодородны со удом могучим -
впопыхах (да не с жару) отсек.
Апосля на пеньке сливками пресными
да унцией коренька змеевика
врачевал рану душе-телую;
всестепно, вселесно гундосил свою пророчку-сорочку.
Эхом поныне зиждется в эту Деняну песнь сия.
Вам токмо одиночью её слыхивать. . .

китовраса по щиколотку дожди
руны зры излык вовсе и не захлёбом
машенька плюсоваться сиплым охотно
зыриться якор кондак как некий
рак зимоал на самовольно показывал
болячку ссучилась кровя карякой
а на кой мышь шепчую чуй не лишне
нежка-книжка заплат косолапче чирк
мазаю верюл то не та зайчика просто
с нахрапуа жаль не лишены вымирать
удавилью не утоплянью лякой да малякой
колёсо махнатычу чёрко спицелью
а на нед у сута нет простёхонько
лежаю карпаты дышу внутри утри из себя
ребчатки янтарово коровово вот-вот
стебанулся по над корытцем мечурчурину
маята брысьни прысь заревцо

Нахрапище сие
место имело годом 1869 -
повальным, 
в Санталово под Крестцами Велико-Новгородской губ.,
где Хлебничь..............................
Русь трещала скоплянью в дни те
Сентябрые(9, 28, 14, 21, 10, 23, 24).


*****************

Отроком Болтиным Илюхой
мы тёзки знатны,
яко и его матушка на мельнице белила,
тако и со мной стрясовалось.
Тонки пояски да яички
выкрали благовейно мы-то
из амбарных сундуков;
на Ветлугу дёру задали,
да штобы сберечь,
земле доверить бымшие наши части.
Болт Илюха закапывал да припевал.
Я подслуховал. . .
Сия припевочка молью в башке полётывает.
Щас выпущу из уш! Ловите

маята брысьни прысь заревцо
пописал скурял сигарачем
мочёный гурцал гнилозубчик
охгурцы цыплята вызнать
стягом мотягом кабы чо
поделом огнивать зюзюкой
скорбящийся чураема завеска
завистель рахмановым клювом
мову бача бахча втырк заполночь
нить драчёвый точку грачами
к середе обдристалси чёртуу
чёртка не пуха не москаль не мухо
худольжику по берестой коль
пальцуку коль меня воблить
улятуч ульчи горчусь перчей
махай реченьку черевички ждутся
деревцо молчуган постяк

Среброзвонный июнец.
Днём ежевичным 9-м.
Годом 1846-м (пред-130 моего рожества)
Спустя 3 хвалыны по-полудни.
На Колывани.


*****************

Не карьеристом бысть Савва Васильев
при ведомстве морском,
но мил-человеком Божим.
Заневестил девоньку по-обыденному,-
но небесами ево свенчала Она -
то бишь не срамно, не пахотно.
Во сальных свечах запылала земляночка,
стуло-шатун приютил Саввушку,
а ластонька-невестонька
ножом остромудрым освободила ево
на все сторонушки Боговы.
Распевец от сладости - “негреховодно вместе”
каждому, кто любо-прилюбо
ко Богу, ко Людям.-
Мне тоже есть явленных.

деревцо молчуган постяк
скосится трижды знающего
таща кобылкам мокошь завязок
окночь ярит прутику шугать
котелока партизень мы же да
мышета крысюре родинка рожью
рожа брызгачами мечены я
онеже посудачим про куму
покумекались словыми гловами
вами спишуся усику прорастать
тать топтать высучу моги своя
причастия яка знаться будемте
до просфориста до жжёт до до
смеркнуться поле наискось
бекрень на четыр сторонку
смажься паскудка пушком-камушком
пузырьками мучило поделом

Благовестно- 1843.
Облышно - Златоцвет.
Груснично - 5.
Лыково - Сясь.
(Запропасть и вам туда благодарствую!)


*****************

Знамо ли распяться на коромысле?
Ведомо ли повеситься на двух его концах?!
А Фёкле Михайловой, дочке растовщика
открыты бабкой,- (гнутой врачеванием) -
Поприща Господни,-
там серебряной голубкой парит её кружевная песнярь.
Но до вспарха - в лощине
ланцеты срезали перси еёные
единождым взмахом желторотика;
потом скипидары и бадяги,
ладаны и мази спермацетовые
знахарили плоски круги.
А песнярь с ветки на ветку
с овражка на холмик.
Погляньте!
Погляньте!

пузырьками мучило поделом
мельник присыпаема помелищами
щами-лужами эй глотычи зазнай
кабаней ся и мя ся и мя штоп
штоп пузы опреснеем ли к лик
бозяр радеем усталью дрыгов
вагон шмыгов да подшмыгивателей
в аккурат гузочка трясом мрезь
был-был мразь подмыться како
про нё байчики плыть не усраться
сёр чердачная мяса месит голу ба
гола баба барчонка стог чихвостит
слюнтяй не стыриться потопом
кромешность желчи протопопа
тужуры обжирался яко ма
душу куличек уложена печь
с подмышкаря болька-кап

По пёрышкам - 1845 год,
по клювику - годик 1999.

По трясогузочке - март,
по зобику - октябрик.

По мысленнику - День 14,
по-правде - 12.

По карте - Москова,
По душе - Пермяна Зыряная.


*****************

Со Евстрафией Ионосовой Боже Дело не ладилось. . .-
Да насильно, верёвочно, заколодочно
в овине ко крест-на-крест дощатке
её распнули Кирилловны,-
омазали дёгтем, притравили пчелиной задурью
и долотцем ярь-медянковым
с-полоснули похотливую тайную ягодку.
Оклиманью о трёх денях Дело уложилось.
Кровка пузыриками наполнилась.
Опомнилось Богово!
Ежедневально распыляла Господней Пташкой
пыльцу своей распевки.
И нету в мире доселе светлее, добрее песенки.
...................................................................................
А вы - только истомой Неги Боговой услышите. 

с подмышкаря болька-кап
выкуся наискось нашенского
колька спрыснула бурдюками
макал калы комками мину
деревы не жуётся до усёры
тыры пыры клюквыч да вот иней
не он ныкал скалился часок
другой стал и устал щекоти
щепотка аистаков про-ро-чь летелы
мелы бусурмань миновал
хляпой жидка кашецой
какашецой детка утробе значима
мочалка печётся при каменка
клей посижу да выпьется
вычукайца вяжем чудским
ко нём не ходай чуриком вбота
мажется а щуки не брюшатились

Неважны - ни годок, ни месяцок, ни денёк, ни место.
Важна Добрель Боговоугодна,
важны колокольцы Его Благодати.


*****************

В кольцах взубрённых в сруб,-
что на кресте со Спасителем!
..................................................
Самоволился Ярин Стёпка сам в эти кольцы алые.
Мошонку с ядрами рубовать Дух Святче призывал;-
прилиетали Архангелы с битым стёклышком,
со зелёным бутылочным.
Наизнанку Степана оборачивали,
пригоршню грешни избыли с ево тела,
во Христо Боголепова орядили,
тонкогласьем говорильню наградили.
Ярин сам! теперича во избе своей,
что во кузнице Боговой,
дело праведное Архангелово вершит.
Починатель Степан! - апосля Кондратия. . .

мажется а щуки не брюшатились
дылда племянничку ничком
хоть пенка снимайся глинкой
тапёр и христами скрыпляет
гвоздик не-а вгвоздом зары
морщакает лобы кашку шкур
наружу жара бряцает пот у
стопился муму тургенчонком
спася герасимой сурдо переводой
доил мещанку скаличь волчи
иглы лезвист ы о за ногтю гнал
лгуша давает шамкает всем-привсем
махначи кудряваветлодрозд
зарождён выкидышем дозорь степана
жупаны рассветом моську камышлеют
портными чмокнуться в хламоты
чтоп вам пуста была

Век - Господен.
Год - Головы Адамовой.
Седмица - Белённого Масла.
День - Бруска Для Точения.
Сельцо - Безкнижице.

(Моя подслухань весь год 1666. . .)


*****************

Я - Илейка Выжига собернчал сии единчания
в Триединство Всеблагостное;
опозорился на зорьках кровавых сечей Кесаря.
Все роднёхоньки-миленьки мои -
скопцы, скопчихи, скопята.
Олюбно кружу кружево наших пророчеств.
Заветийно, вкруг-чаново 
линяет потом позолоченным - двенадцатым -,
яка апостолов во Вселенной.
Нам вечность тужиться, горевать, кимвалить друг в друга;
забыстийно, лётно и хороводно
злую бытчину покидать,-
нам ветроветь выбеленными рубахами,
глаголить Слово Богово.  

чтоп вам пуста была
портными чмокнуться в хламоты
вычукайца вяжем чудским
кромешность желчи протопопа
до просфориста до жжёт до до
чёртка не пуха не москаль не мухо
удавилью не утоплянью лякой да малякой
морошка в кошарах по небе по небе
лик личин лозунгу канатным дёр
чирики дея чар мочар в башкуль
морочил мурлычил босяки в стеклынь
колокольчик мудачка выя рэпнула
колящий а не жупан а токмо
ночка не ночара буерак в конец
паклей быль а щоб не припека
взашей по голой заднице пробастовал
кочеток кричарью вычур

Лукошко ополнил
последним-последним январым деньком
наше-духовного второго тысячелетника,
будто бы-сь пивышком ходувным.
Было то - в Час Невечерний.
Было то списано во едину хороводчину
ветонькой Купины Неополимой
подо холмоцерковным Градом-Кидешом.
Оминь.
Оминь. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий