Цикл работ "Янтры" (мандализм я-будды), выполненных в векторной графике был начат 11.11.2004 и закончен 03.12.2004. В этот период у меня наблюдалась одержимость векторным творчеством. Возможно это было связано с работой на логотипном производстве, где приходилось изобретать логотипы, а также перерисовывать в векторе уже существующие.
Цикл этих работ возник после более-менее серьёзного знакомства с классическими индуистскими янтрами и мандалами. Моё поражённое воображение потребовало создания своих индивидуальных - творческих янтр. То есть эстетическая составляющая на первом этапе оказалась сильнее духовной. Стоит также отметить, что само создание векторных янтр и было для меня медитацией - тихой и смиренной. То есть момент медитации упущен не был. Он лежал в основе. Возможно, это главный результат создания этой серии работ. И в связи со столь прочным фундаментом имеют моральное право нижеследующие рассуждения.
По замыслу конструкция каждой янтры цикла должна использоваться для определённой медитации - которая, исходя из названия, могла быть и абсурдной. И именно на стыке медитативного состояния и состояния абсурда, сюрреализма должен возникнуть творческий со-акт зрителя и автора,- и в момент этого синтеза должно исчезнуть личное и наступить Сияние. В визуальной составляющей этого цикла также важен принцип зеркальности, который присутствует почти во всех работах. Опыт отражения, узнавание себя в мире - это те идеи, которые решались в данном контексте эффектом зеркальности.
Также эффект зеркальности (на несколько ментальном уровне) присутствует и в текстологической (названия работ) составляющей цикла. В тексте это решается тем, что эпитет и существительное в названии каждой работы - начинаются на букву "я" и являют собой отражение друг друга (пусть необычное, не всегда понятное (кривозеркалье?) - но всё же отражение), при этом эмоционально наполняя друг друга и формируя симметричный образ в восприятии. Зеркалом же является слово-константа "медитация", также присутствующая в каждом названии.
Вписанность различных форм друг в друга (круг, квадрат, ромб и т.д.) действительно позволяет создать энергию текста, минимально используя его систему (буквы, слога, слова). То есть названий вполне достаточно для того, чтобы выделить и обозначить образ,- а дальнейшее смотрение янтр само формирует текстуальную энергию без использования буквенной системы. То есть, смысл и дух , заложенного в тексте, обнажаются, а сами буквы, как лепестки опадают со стержня образа. В идеале это должны были быть янтры без названий - что более естественно и традиционно. Но лёгкое привнесение текстуального намёка делает янтры более тёплыми и поэтичными, хоть и более низкого духовного порядка. Но выполнение задачи состояло именно в использовании первого (текстуального) подхода - живого и приземлённого.
Также хотелось бы отметить важнейшую роль названий работ этой серии. Можно коротко и абривиаутрно обозначить общее в них. Вот формула (по первым буквам) - МЯЯ. Решающая же роль названий состоит в том, что они закольцовывают, соединяют, симметризируют все! работы данного цикла, объединяя их в Единую Янтру. Самостоятельные янтры, обретая зеркальные названия себя, становятся элементами новой Единой Янтры. Капля становится Океаном!
Если коротко подвести итог, то можно сказать, что эта серия мантр - это практика для поэта (видимо. в первую очередь для себя) - как визуализировать энергию словесного образа, посыла, при этом практически не используя само Слово. То есть речь не о поэтическом на бумаге, а о поэзии внутри.
ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ
"Янтры" (мандализм я-будды),
векторная графика, 2004
|
Медитация ячменных ясель |
|
Медитация яблоневого ябедника |
|
Медитация якорной ямы |
|
Медитация ядерной ящерицы |
|
Медитация ягодного ятагана |
|
Медитация ямальского ядра |
|
Медитация ярусного яда |
|
Медитация ясеневого ягнёнка |
|
Медитация ясновидящего яхтсмена |
|
Медитация яхонтового ястреба |
|
Медитация яровой яркости |
|
Медитация январского японца |
|
Медитация язычкового яйца |
|
Медитация ясной язвенницы |
|
Медитация ярусной якутки |
|
Медитация ямбической ярмарки |
Комментариев нет:
Отправить комментарий