понедельник, 4 апреля 2016 г.

Предисловие Андрея Иванова-Шаповала "Отсеки мыслей" на книгу "Личинки и Лики" (20 этюдников)

ОТСЕК МЫСЛЕЙ: Я ДУМАЛ, А НЕ НОВЫЙ ЛИ ЭТО ЖАНР...
Я думал, а не новый ли это жанр родился сейчас, у вас на глазах?! На вид это похоже на новых Обэриутов (НЕО ОБЭРИУТЫ), по содержанию абстракционизм... За такие стихи Илью Жигунова возможно спалили бы на костре в былые времена... Как колдуна... За колдовство - стихи имеют магическую силу, они завораживают и пугают. Звучат как колдовские заклинания - порою нет смысла, а любая "непонятка" пугает. 100% в 16 веке Илья Жигунов горел бы на костре... И, возможно, написал бы об этом стих, когда горел, и выкрикивал бы его - люди бы затыкали уши от страха, боясь магического заклинания... Но, это былое... А что останется от нас? Хочется, чтобы осталось моё предисловие к этой книге и, разумеется, сама книга. По этим стихам учёные в будущем будут анализировать наш мозг - анализировать уровень интеллекта (когда японцы изобретут очередной гаджет, который будет выдавать степень эмоционального подъёма и интеллектуальной силы от произведения, просто направив на него этот гаджет). Как и в Серебряном Веке, я не спрашиваю, под воздействием каких чар Илья Жигунов писал свои стихи... Мы ведь сейчас не анализируем, что употребляли футуристы когда писали свои стихи? Не пишем ведь научные работы "Проблема использования наркотиков у поэтов Серебряного Века"... Или "Проблема употребления психотропных веществ Льюиса Кэрролла"... Так вот, проблемы никакой нет - ALL RIGHT! Признаюсь, мне не нравится метод работы современных искусствоведов, которые в каждой работе начинают с того, а какая же в ней "проблема" возникает, и сам термин "проблема"... Не надо искать никаких проблем, и без того их хватает. В молодой России тем-более. Само слово "ПРОБЛЕМА" это пережиток советского времени, советской идеологии - то, что сейчас ещё живо в Университетах, особенно на искусствоведческих факультетах. Проблема... Так вот, озираясь на Америку, где нет никаких проблем, где всё OK, мне кажется, что у нас тоже в данной книге нет никаких проблем - ни с автором, ни с его стихами. Нет проблем. Проблема только в том - что останется от нашего времени - мультфильм про ослика "Тротро", которого моя двухлетняя дочка зовёт зайкой, или вот эта книга... Или же, это не проблема? Почему бы, раз уж так прикипело к сердцу российским учёным, профессорам, студентам и политикам слово "проблема", не написать научный труд: "Проблема проблемы" например, или "Проблематика проблем" или, на худой конец: "Проблема проблем", увесистый труд в нескольких томах, где вполне серьёзно, с тысячами ссылок, будет рассмотрен феномен "проблемы" как таковой, очаг проблемы. Начнутся плагиаты, ещё более мудрёные: "Проблематика проблемы исхода первоначальных проблем" - где будет со всеми ссылками на первоисточники указано, откуда исходила первая проблема, сколько всего было проблем, и насколько они решены сейчас, и нужны ли новые проблемы вообще. Как пелось в песне - "Это всё, что останется после меня..." - что осталось от искусствоведения СССР? Института наук и Академии наук? Где источник всех проблем? Сказать, что СССР источник всех проблем, это ещё не всё - надо ещё это доказать. Я надеюсь, что в скором времени, Академия Наук, или какой другой Институт выпустит коллективный труд: "Проблема творческого изучения стихотворного наследия Ильи Жигунова" - со всеми ссылками на реминисценции автора, и, смысловые заимствования у других поэтов, преимущественно прошлого. Я же, не нашёл никаких заимствований и плагиата в его стихах - всё первородно, как первороден грех. Личинки и лики, 20-ть этюдников хороши не только обложкой, которую художник и поэт Илья Жигунов сделал сам (разумеется из выше сказанного), но, и самими названиями своих стихов... Ленивый читатель может прочесть одно лишь оглавление - чтобы у него вскипел мозг, настолько оно насыщенно смыслами и бессмыслицей... Да и как тут лучше сказать? Смыслов наоборот очень много в стихах Ильи - даже, порою он настолько насыщенный, что его тяжело проглотить. Это бессмыслица смыслов собранная в определённую структуру повествования. Дающая смысл. Признаться, когда я начал читать эту книгу, мне стало немного страшно - неужели, это надо всё прочесть? Тем-более, рядом со мною играла моя двухлетняя дочка Алёнка, которая всячески наровила закрыть экран моего ноутбука ногой - я сидел на полу в детской, она не любит играть одна. Весы нуждаются постоянно находиться с людьми, которых хорошо знают.
 
ОТСЕК МЫСЛЕЙ: ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО...
Я вопрошаю самого себя - "Что останется после нас?". Эволюция проблем, начиная с каменной эры до эпохи нарастающей информативной атаки. Проблема исторической эволюции проблем. Были времена, когда население планеты было всего 2 человека - Адам и Ева - большую часть времени они резвились, занимались любовью - были голые, сексуальное влечение у них было перманентно друг к другу... Были целые десятилетия, когда никто не рождался и никто не умирал. Потом появилась одна большая проблема - Змий Зло. Потом, Адама и Еву наказал Бог, и у них появилась великая проблема - стыд. Они оделись, прикрыли свой срам, были изгнаны из Рая. Потом началась проблема выживания - сохранения потомства, ведь если Бог изгнал Адама и Еву из Рая, стало быть, он лишил их вечной жизни вечного блаженства - стало быть обрёк на проблемы. Началась первая в мире проблема рождаемости - у Евы с Адамом родились дети.. Мы их хорошо знаем как их звали - так вот, потом началась ещё одна проблема - соперничество и зависть... Долгое время проблемы смертности как и проблемы рождаемости не существовало - пока отсутствие проблемы не нарушил Каин убив своего родного брата Авеля... Конечно родного - не сводного же... Появился день, когда человек не только родился - но и умер... Но, всеравно, остались целые десятилетия, когда никто не рождался и никто не умирал... Потом, при всё более растущем населении планеты смертность и рождаемость стала увеличиваться. Если есть смертность, стало быть есть и рождаемость - или наоборот? Если есть рождаемость - стало быть, есть и смертность. Она появляется сама собой. Причина - Бог сделал Адама и Еву человеками, людьми (если так вам удобнее звучит) - наделил проблемой смертности. Но, были ведь времена, когда за 24 часа, то-есть за сутки никто не рождался и никто не умирал... Были ведь такие дни на земле, когда никто не рождался и никто не умирал? Наверное, это были счастливые дни... Так вот потом, население Земли увеличивалось, и увеличивалась рождаемость и смертность. В 1804 году, когда впервые были проведены подсчёты населения планеты, число жителей составило примерно около миллиарда на всей Земле. И, разумеется не стало ни часа на земле, когда кто-нибудь, где-нибудь не рождался бы и не умирал - африканец от нападения ягуара, мужик в лаптях от бичевания барина. И, с нарастанием людей, увеличивались и сами проблемы - чем больше людей, тем больше проблем... Самой великой проблемой (я считаю) было наказание Господне за Вавилонскую башню – помните? Люди раньше говорили на одном языке, после во время стороительства башни Бог прогневался на людей, и лишил всех одного языка. Появилась проблема разноязычия. За что так? За то, что хотели дотянуться до небес, быть ближе к Богу, познать его... Потом появился советский союз, где сама сущность "проблемы" как первородный грех летала в воздухе и плодилась подобно тараканам... Именно советский союз отправил первого человека в космос... Опередили Америку – те, не падали духом... Полёты стали всё чаще – мировая гонка за космос... Стал разрушаться озоновый слой... Экология портиться... Потом, не было ни дня, чтобы никто не умер и не родился, потом не было ни часа, чтобы никто не родился и не умер, потом не было ни получаса, чтобы никто не родиля и не умер, потом не было ни четверти часа, чтобы никто не родился и не умер, потом не осталось ни минуты свободной, за которую бы никто не успел родиться и умереть, потом не осталось и свободной секунды в мире, за которую бы никто не успел родиться и умереть... Потом каждая секунда стала делиться ещё более и более мелко... Сейчас, например, я со всей ответственностью за свои слова могу сказать, что нет ни одной сотой секунды, за которую бы никто не родился и не умер... Теперь, не то что за секунду - за каждую сотую секунды в мире рождается и умирает не менее 1000 человек. Что это такое? Как с этим бороться, к чему это ведёт? Проблема ли это?!... Вопрошаю я... А были времена, когда было проще, информативный поток атмосферного (магнитного) поля Земли не был так перегружен столькими эмоциями... Отрицательными и положительными - как стихи Жигунова. Они соответствуют своему времени, это я с абсолютной ответственностью заявляю. Они проблемные - как сегодняшняя жизнь - они проблемы без проблем... или, проблемы на пустом месте (вспомните, названия трудов учёных и искусствоведов). Это всё, что осталось от СССР – проблемы... Проблема творческой эволюции проблем. Проблема исторической эволюции проблем. Возможно, за прочтение этих стихов нужно платить за вредность, настолько они перегружают информацией и образами, они в сто раз сильнее чем образы имажинистов. Жигунов не щадит своих читателей - не можешь, не читай, слабак, подтекстом говорит он. Такая нагруженность информативными образами своих текстов Ильёй Жигуновым сделана не спроста. Не просто так он пишет свои стихи - он вестник времени. Время нагружено информацией - его стихи тоже. Именно по-этому я просил читателей, перед прочтением оградить себя от лишней информации и хорошо выспаться. Сейчас, в постинтеллектуальную эпоху, когда каждый бред можно опубликовать в интернете, считать что это гениально, и, что ты гений, каждый имеет право на свою интеллектуальную собственность и на её защиту. Я имею и Илья Жигунов имеет право. И, во времена всеобщенарастающих проблем - "Проблематика проблем" - когда надо уметь отделять, что есть действительно, истинная проблема, а что есть лже проблема (выдуманная). Сейчас, когда из каждого мало-мальски имеющего связь с искусством дела делают проблему, и очередная старшая научная сотрудница Эрмитажа, не спеша, который год пишет труд "Феномен классицизма и античная дактилиотека графа Л. А. Перовского" и этот текст можно найти в рубрике "Актуальные проблемы теории и истории искусства", встаёт вопрос - во всяком случае у меня - кому это надо?... И, есть ли это действительно проблема? Проблемы?... На сколько она настоящая. И, стоит ли её решать - стоит ли решать проблему, или она выдуманная? И на самом деле не является проблемой как таковой (смотри текст выше) а лишь выдуманная фраза, выдуманная проформа "проблема". Всего лишь слово для обозначения. В творчестве Ильи Жигунова, которое бесспорно имеет право на существование, всё усложнено как в наше время - всё в 1000 раз сильнее чем самая сильная мысль у Достоевского. Эффект на лицо. И, это имеет право быть защищено от интеллектуальной кражи - даже такие мысли. Возможно он получит за них Нобелевскую премию по литературе, с формулировкой "За песценный вклад в работе над зафиксированием времени, в эпоху всеобщего хаоса и междуусобиц", премию ведь дают тем людям, которые за мир, или какую другую литературную премию.

ОТСЕК МЫСЛЕЙ: ПОГОВОРИМ ЕЩЁ НЕМНОГО...
Поговорим ещё немного о том, что нам предстоит прочесть.
Насыщенный, полный разных смыслов текст... Как я уже писал. В стихах вы найдёте и прямой текст - даже, иногда очень, даже без фиговых листиков, двусмысленность, подтекст, и, возможно отсутствие смысла - ахинея - как новый вид смысла в постинтеллектуальную эпоху. Теперь, когда вокрук столько много пустых звуков, столько много издаётся книг, выпускается фильмов, снимается передач – каждая ценная мысль становится на вес золота... И страшно, что кто-то у тебя её украдёт... Илья Жигунов подстраховывает себя, говоря читателю - “Фига тебе!” избегая всякого намека на смысл... Каждый раз уходя от смысла, от повествовательности, когда она вот-вот и проявится. Этим свойством, стихи Илья Жигунова очень похожи на Новую Венскую школу – Арнольда Шонберга, Альбана Берга, Антона Веберна, которые развивали школу Додекафонии (12 звуков) двенадцати звукового построения музыки, в которой каждый из 12 ступеней гаммы имел свою собственную тональность. Музыка не мелодична (как это не странно) музыка напоминает шум – но, не любой ли шум есть музыка? Не любой ли набор слов есть поэзия?
Подобно 31 опусу Антона Веберна стихи Ильи Жигунова составляют строго продуманные размеры и структуру – каждые двадцать этюдников составляют по 15 стихотворений. В общем 300 стихотворений разделены на 20 циклов.
Сейчас, когда каждая здоровая и полезная мысль дефицит, Илья Жигунов нарочно показывает всем фигу, мол - “Вот, хотите смысла, а нет его!”. Автор экономит мысли... Точнее, мысли не экономит – а экономит смысл. В сегодняшней жизни, когда смысл так тяжело найти, автор подстраховывает себя, и, не выдаёт слишком много понятности, а, наоборот, дразнит читателя непонятностью. Как в атональной музыке, где не должно быть тональности – где каждый звук сам по себе, Жигунов нарочно употребляет самые непонятные и не к месту вставленные слова – это на первый взгляд – на самом деле это звуки, слова, составляющие текст – как в 31 опусе Антона Веберна, где 31 опус так-же делится на несколько частей, и, в итоге, напеть мелодию, одного из опусов будет равняться всем 31 опусам, так как мелодии нет – все 31 опус постороены на атональности в музыке, и имеют одну структуру, можно сказать “мелодию” но, это не мелодия – так как она не мелодична и не имеет тональности. То-же и в стихах Ильи Жигунова. Продолжатель поэзии абсурда, и зауми, поэт ещё более усиливает эти понятия. Например в одном из стихотворений, есть фраза - “Не хочешь любиться?” - не прекрасно ли Илья говорит то, что другими словами будет не печатно и грубо? Даже в одной этой фразе виден явный изобретательский талант автора, явное продолжение Хлебниковских неологизмов и Крученовской теории словотворчества.
 
ОТСЕК МЫСЛЕЙ: ИНТЕРЕСНО, А КАК...
Интересно, а как Илья Жигунов пишет свои атональные стихи? Подобно композиторам Новой венской школы: садится за рояль (в данном случае пусть рояль – это душа Ильи), садиться на табуреточку, такую, которую часто использовали Лист например, чтобы спадал сзади тараканий фрак, окдидывает назад свою голову, и началось!... Бам-м-м-м-м!.... Что это?! Это Илья Жигунов навесисто положил свой указательный палец правой руки на белую клавишу рояля... Эхо раздалось по всем корридорам... Илья замер, с той-же откинутой назад головой... Потом, внезапно раздаётся: “Бам-м-м-м-м!!!.....” - обертона полетели, волнистообразной струёй, своими волнами колыша всё вокруг, приводя слушающих в гипноз... Пианист молчит – лишь слушает, ещё живые, раздающиеся обертона, которые звучат – предыдущая нота, которая слышна менее, чем вторая, задевает её, тем самым обертона создают полутон, звучащий резко... Потом Илья фортиссимо нажимает обеими руками, как коршун на все попавшиеся под руки клавиши – слушатель вздрогнул! Илья демонический поднимает своё лицо, с уже открытыми глазами, и смотрит на изумленную, бездыханную бублику – слушает обертона, слушает, как эти обертона летят и задевают перья на головных уборах дам, и шевелят лысины их старых мужей... Уже, слышна какая-то музыка – тут, резко подпрыгнув, правая рука набросившись на самую высокую, немую клавишу, побежала вниз, спотыкаясь по гамме, создавая диссананс, и, встретившись у правой руки, они обе шлёпаются на клавиши. Публика недоумевает – это демон во плоти сел за рояль. Но, настало время немного отдохнуть – шлёпнувшиеся кисти рук лежат, ещё более плотно массирую клавиши, как-бы вибрируя ими... Это чувствуется – слышно, как обертона заволновались ещё сильнее. Подождав пол минуты, наш пианист вздыхает... Медленно поднимает голову назад, поднимает руки... и тихо покачиваясь в сторону, начинает кланяться каждой нажатой ноте... Слушатель, уже подумал, что вот, сейчас будет мелодия... Звучит посекундно нажатая кокафония, в которой нет тональности, пальцы нажимают любые попавшиеся клавиши, как буд-то магнитом тянет к тому или иному пальцу – ноты, звучат радостно, звонко – но, мелодии нет... Вот, именно так пишет авангардный композитор – а потом, запоминает всё нажатое на слух, записывает это, и, целые оркестры это исполняют. Да, да, именно так – нажимает куда попало – вот вот, будет разрешение в гармонию – ан-нет! Пальцы берут клавиши, которые звучат каждая сама по себе, не входя ни в какую тональность – атональность. Потом, эта музыка записывается. Самое главное в такой музыке, чтобы ни за одной нотой не последовала другая нота, которая гармонически соответствовала бы тональности предыдущей. Так вот, так пишет Илья – я читаю, и, вот-вот следующая строчка даст мне смысловое разрешение предыдущей, финал – ан-нет! Илья Жигунов дразнит смыслами – нам кажется, что мы его сейчас увидим – а следующая строчка всё обрывает... Потом, нам кажется, что вот смысл опять всплывает на поверхность сознания – нет, каждая последняя строчка из 300 стихотворений перечеркивает весь, как нам казалось, собранный “смысловой мусор” предыдущих фраз. И это гениально! Каждая последняя строчка не ведёт нас в главные ступени тональности – а наоборот, уводит от неё...
 
Можно произносить слова: кошка, собака, пуля – и, это будут стихи... Совсем не связанные между собою слова, будут нести образы – но, не будет сюжета... Повествование есть, когда есть стыковка – здесь же нарочно стыковки нет. Думаю, это поэзия будущего, и, будут даже такие школы поэзии. Вот, выходит Илья в зал, послушно сидят студенты, в руках каждый держет ручку и блокнот с тетрадью – или же ноутбук (записную книжку) как кому нравится... Илья выходит, обрасывает всех взгядом, выкидывает руку вперёд, и как дерижер начинает - “КОШКА!” - все быстро принялись писать “КОШКА”... Потом, Илья стоит и ждёт, ведь вчера, он учил, что будет произносить слова, а ученики, должны будут записать как можно больше слов, связанных и не связанных с ним – и, потом краткий разбор написанного... И, согласитесь, ведь, если начать писать совсем не связанные с собою слова, все-равно можно извлечь какой-то смысл... Любые! Например (эксперимент): Кошка, самовар, топор, заварка, кусты, трава.... Понимаете о чём я? Даже тут, как-будто между глазами проходит какой-то сюжет. Любые слова можно состыковать друг с другом. Собачка, щенок, миска, молоко, табурет, камень, подъезд, самолёт, ракета, Марс, Земля... Мне кажется, это как психоанализ – напишите, попробуйте, пришедшие в голову слова, от слова “Кошка” например, или “Собака”... Просто, любые, чем больше, тем лучше – вот, это додекафония, вот это атональная поэзия... Возможно. Илья Жигунов её родоначальник – Атональной поэзии, где нет тональности, даже, почти нет никакого настроения. Все стихи звучат в определённом ключе – стихи узнаваемы, как и узнаваема атональная музыка, которая, звучит у разных композиторов одной школы совершено одинаково. Она узнаваема. Так вот, пока студенты пишут, Илья Жигунов (как он и рассказывал на предыдущих лекциях) начинает выкрикивать другие слова - “Сапог” - студенты начинают судорожно писать, что кому придёт в голову. И, могу вас заверить – всё, что будет написано, будет иметь и образ, и повествование, и смысл – но, не будет гармоничным. Каждый из вас, кто когда-нибудь ходил в военкомат или сдавал на водительские права посещал психиатора. Так вот, они обычно задают слова, на которые просят отвечать первое попавшееся на ум, не задумываясь, отвечать быстро. Вопросы такие: “Чем отличается самолёт от птицы?”; “Чем отличается трамвай от электрички?”; “Чем отличаются родственники от родных?”; “Чем отличается рыба от корабля?” и так-дале... Красивая женщина, молодая но замученная, обычно, в белом халате, напряжение создаётся при этом как на экзамене – что, ты можешь забыть или ответить не так, как нужно... Забыть самое простое. Когда я здавал на права, в 2001 году, на приёме у психиатра, женщина в белом халате, слегка замученная, и явно моложе тех лет, которые можно ей дать, сказала - “Сейчас я буду говорить вам слова, ваша задача как можно быстрее ответить, не задумываясь, что вам придёт в голову” - “Как это не задумываясь, вообще?” - психиатр, с тем-же мрачным видом, но, немного потеплев, сказала - “Ну, немножко подумать можно”. И она начала : “Ботинок” - “Найти пару” – говорю я ей, она что-то помечает в тетрадке, довольно мрачно всё это выглядит, далее продолжает - “Гвоздь” - “Прибить на стену, да покрепче, чтобы картину повесить” - “Так,” – тихо говорит она, - “вот молодец! Так всегда и отвечайте. Далее “Молоток”, но, вы это уже ответили, то-же самое получается, “Бутылка” - “Если грусть тебя настигнет, прочти Женитьбу Фигаро, или откупорь шампанского бутылку!...” - сказал я ей... или-же, я ответил ей ещё проще - “Открыть, налить шампанское в бокалы...” - в глазах её блестнул грустный огонёк, она, опустила глаза, тихо вздохнула... “Молодец”...
Интересно, какие эмоции будут вызывать такие слова, как: “Ипотека” например, и что будет отвечать “пациент” психиатру. Интересно, что будут отвечать люди, когда психиатры будут говорить им: “Ипотека”, “Кризис”, “Инфляция”, “Терроризм”, “Деньги”, “Зарплата”, “Работа”, “Ясли”, “Школа”, “Президент”, “Проблемы”... Один только этот набор слов, уже может испортить настроение... Как Илья Жигунов ответил бы на эти вопросы, точнее, какие бы мысли пришли ему в голову, когда бы психиатр говорил ему простые слова? Наверное, он рассказывал бы им стихи... И это было бы здорово.
Как отвечал Алекс из романа Энтони Бёрждесса “Заводной апельсин” на такие вопросы? - “А через пару дней ко мне вошли двое моложавых vekov, по виду вроде врачей; вошли, сладенько так улыбаясь, и принесли с собой книжку с картинками. Один из них говорит:
Нам надо, чтобы вы посмотрели эти картинки и сказали нам, что вы о них думаете, ладно?
Что за дела, koresha? - отозвался. - Какие ещё новые bezumni идеи решили вы на мне отрабатывать? - На это оба смущенно заусмехались, а потом сели по обеим сторонам кровати и раскрыли книжку. На первой странице была фотография птичьего гнезда с яйцами.
Ну? - проговорил один из докторов.
Птичье гнездо, - сказал я. - Полно яиц. Очень мило.
И что бы вы хотели с ним сделать? - спросил другой.
Ну, - говорю, - расквасить, естественно. Взять его да и шваркнуть об стену или об камень, а потом поглядеть, как там все яйца в лепешку будут.
Неплохо, неплохо, - закивали оба и перевернули страницу. Открылась картинка с большой такой птицей, которая павлин называется, и хвост у него распущен, разноцветный такой, наглый донельзя. - Ну? - спрашивают.
Я бы хотел, - говорю, - выдергать у него из хвоста все перья, чтобы он орал как резаный. А то вон какой наглый, гад.
Неплохо, - сказали они оба в один голос. - Неплохо, неплохо. - И давай листать страницы дальше. Где были на картинках симпатичные devotshki, я говорил, что хотел бы сделать им добрый старый sunn-vynn, а заодно и pomordovatt хорошенько. Попалась картинка, где человеку въехали свпогом в morder и в разные стороны брызжет кровь; я сказал, что хотел бы ему добавить. А ещё была картинка, где nagoi друг нашего тюремного свища тащил в гору крест, и я сказал, что пошёл бы следом с молотком и гвоздями. И снова: “Неплохо, неплохо”. Я говорю:
К чему всё это?
Глубокая гипнопедия, - отвечает один (или какое-то слово наподобие, точно не помню). - Похоже, вы выздоровели”1. Просто слова, просто картинки – за ними действие. Но, в стихах Ильи иногда нет никакого действия – прочтя стихотворение, ты не находишь его. Или же, твоему мозгу трудно сопоставить какое-либо действие с тем, что написано? Трудно сопоставить какое-либо действие с теми словами, которые пишет Илья, доходя до эпогея абсурдности. Речетворчество (словотворчество) поэта, его заумь, существуют сами по себе – как атональный мотив... Но! Писать такую музыку, атональную, где ни одна бы нота не попала в другую, и не сотворила этим самым гармонию гаммы, это очень трудно – для этого нужно не малое умение и знание гармонии (предмета, идущего после сольфеджио). Вот, мы видим как слова существуют сами по себе – и, они не создают пару, подобно нотам... Вот, звучит нота, как слово “Шапка” например, потом слово “Винт”... Но, тут, на самом деле читатель поймёт, что даже такие стихи писать очень трудно, так как шапка и винт – эти два слова можно как-то соединить друг с другом... В шапке винт – или винт упал на шапку... Но Илья делает невероятное – то, что не каждый вообще может – он даёт такие слова, такие цепочки слов, где смысла вообще нет... Теряется связь, она, еле видной полосой проходит по всему стихотворению – и раз!, последняя строчка всё обрывает. Но, давайте разберём стихи, выберем интересные цитаты из них, постараемся прикоснуться непосредственно к самим его стихам.
 
ОТСЕКИ МЫСЛЕЙ: АНАЛИЗ СТИХОВ ИЛЬИ ЖИГУНОВА
СТИХОТВОРЕНИЕ - ОПАСНОСТЬ РОЯЛЬНЫХ ПОХОТЕЙ
В самом названии стихотворения есть подтекст: Royal – значит Королевский, стало быть: опасность королевских похотей. Сразу, первым же стихотворением, Илья набрасывает на читающего сеть образов, послушайте - “Чёрные клавиши ласкали женщину” - это только одна фраза, а какой подтекст?! Чёрные клавиши – если бы, это были стихи символистов Серебряного Века, то, можно было бы предположить словосочетание “чёрные клавиши” как быдло... То есть – чёрные клавиши ласкали женщину, равносильно – всякая мразь, пьяньчушки, грязнули, ласкали довольно красивую, питерскую нимфоманку. Далее: “Она керамикой позвоночника” - рисуется её белая английская кожа, в данном случае белая петербургская, где так-же как и в Англии солнца мало, виден её красивый позвоночник – её косточки, под красивой белой кожей, возможно, даже без угрей... Далее: “Расстегнула улыбку” - но, тут всё просто: человек настолько сжатый проблемами, что улыбка у него не раскрывается, как лилия, а растёгивается, подобно зипперу. Можно даже сказать: зипперу на джинсах... Далее: “Потом искрами метаболизма выбросилась из окна” - ну, тут уж совсем эротика... как это представить? На помощь приходит картинка Обри Бердслея из его иллюстраций к Саломеи Оскара Уайльда... Какая? Не скажу. Сами смотрите. Там как раз метаболизм у девушки показан, как он есть. Ладно, чтобы не мазолить Вам глаза, подскажу: “Лисистрата защищает Акрополь” (1896). “Искрами метаболизма” стало быть – искрами обмена веществ... Далее она “выбросилась из окна – но, это совсем глупо... Что-то сродни Брюсовской Офелии - “К окну подбежала в хмельном веселии, раскрыла окно, как на радостный зов! - и тут, Брюсов картавит, если его послушать - “Никто головы не поднял, - и с хохотом, ты кинулась вниз, на пустой гранит. И что-то упало, с тяжелым грохотом, под зовы звонков и под стук копыт.” - очень похожа смысловая канва... Та-же декадентская эстетика, та-же девушка (почти) спустя 100 лет... Да, да... Тот-же Питер... Возможно. Далее Ильёй Жигуновым исполняется фарт – аккорд, финальный жест: “Весна её не простила”. Да, действительно...
 
СТИХОТВОРЕНИЕ - ВОЗДУШНАЯ ПОЧТА
Стихотворение “Воздушная почта” даёт осязаемое ощущение этой сырости, этой бедной жизни почтальона, то, как он не ест, ни пьёт, у него нет денег на лекарства... “До виселицы его семьи – доведу свору” - грустно читать... “Исчезну в лезвие полёта, - стану конфетным и праздничным”. Тут, в этих строках, вся психология самоубийцы – вот, он бедный ходит по улице, вот, его бедные дети доведены до вымирания, вот, ему стало немного лучше – как любой самоубийца, он расправляется со своей жизнью, на пике хорошего настроения...
 
СТИХОТВОРЕНИЕ - МАСТЕРСТВО ЦЕЛОМУДРИЯ
Действительно, старые девы звереют... “У реки звереет старость” - стало быть у реки жизни. Далее очень образно – прочтите лучше сами!
 
СТИХОТВОРЕНИЕ - МОЯ ЗАГАДОЧНАЯ НАСЕКОМОСТЬ
Каждое стихотворение Ильи Жигунова, если использовать метод аналитической литературы (придуманный мною) можно разложить по полочкам – но, получим ли мы от этого удовольствие? Стихотворений 300, а времени мало. Словосочетания несочетаемых слов, несочетаемых спряжений вообще так мило смотрится – всё в своей тарелке. “Я пожарником инцеста подглядываю за ней” - как это? Пожарником инцеста? Здесь Илья Жигунов Мастер, с большой буквы “М”. Соединить несовместимое – это не каждый умеет... Как там в химии, что будет, если соединить не совместимое? То, о чём я и предупреждал в самом начале – взрыв.
Здесь Илья соприкасается с метафизикой – Двуречие, Сфинкс... Да, вообще все его стихи такие. Метафизические. Их можно читать, и анализировать, а можно читать – и не анализировать ничего – как додекафонную музыку, и, от этого она не перестанет звучать.
 
СТИХОТВОРЕНИЕ - ПУСТОТА САМОВАР
Мне очень понравилось это СТИХО (уподобляюсь сейчас слэнгу современных неформалов). Стихо – как ПСИХО Хичкока. Так вот, приведу стихо целиком:
Терпение ракиты и комнаты! -
А вокруг радуга без дуги
и ноги без колёс.
Взасос пуля учит терпеть,
как ракита и комната.
Я будучи большим поклонником Алексея Кручёных, заострил внимание на предпоследней строчке, она очень схожа с кручёновской - “Пуля подкралась к поцелую”. В инете вы не найдёте – возьмите зелёненький томик стихотворений Алексея Кручёных под редакцией Александра Кушнера. Оно начинается - “Давит влажную землю сошник, провода стиснули жирную стену – железо звенит, железо свистит – дайте пожить и железу!”. Цитирую по памяти, так как в век нескончаемого потока информации, думаю, вы с лёгкостью найдёте его. Это к тому, что может быть я где-то наврал – но, интернет толком не выдаёт – надо искать, времени нет за томиком бегать, а результат один... Так что по памяти. Это самое главное – память. Пусть другие сверяют – наше дело написать. Да я и сверю – но потом, когда сам напишу про Илью Жигунова.
 
СТИХОТВОРЕНИЕ - ВЕКТОР ПОБЕДИВШИЙ ПРЯМОТУ-НЕМОТУ
 В этом стихотворении, ясно читается аллитерация. Сам “Вектор” и буква “В” конкретно проходят по всему стихотворению – от его начала, до его конца.
 
СТИХОТВОРЕНИЕ - РОМАНТИКА ПРАГМАТИЧНОГО ОТДЫХАЮЩЕГО
 
И опять метафизическое перевоплощение... Отдыхающий – это тот, вокруг кого летает Илья Жигунов, перевоплотившись в жука... Всё стихотворение пропитано этими щупальцами, царапающими ножками...
 
СТИХОТВОРЕНИЕ - СУИЦИД ЯРОСЛАВНЫ-БАЛЕРИНЫ
Гениальное стихотворение – здесь и боль балерины, здесь и её трагическая жизнь... Здесь за одну секунду показано и то, как она повесилась – как она висит... От чего? Наверное от несчастной любви... “Никто не открыл её в сцену” - а наверное, могли бы? Случайно думая, что это её последний номер. Ярославич подлый мужик. Ему хорошо, его косоворотка греет – а она, Ярославна... Голубых кровей. На эти 6 строчек, можно написать целый роман. Мой метод АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
 
СТИХОТВОРЕНИЕ - СРАЗУ ДВА СТИХА
“Фобия открытого или импотентный зародыш”, “Ласковые сопли весны” - пропитаны древнерусским языческим духом, здесь и Велес и береста, и мёд, и дождик, свирель и Ремизов наконец.
 
СТИХОТВОРЕНИЕ - ПОСИДЕЛКИ В ДЫРКЕ ИНОКА
То-же, что и в предыдущем отсеке. Смотри выше. Очень хорошее! Возможно, дух Николая Клюева прошелся по этим стихотворениям.
 
СТИХОТВОРЕНИЕ - ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЯ
Как в общем охарактеризовать творчество Ильи, и понять его? Когда Илья попросил меня написать предисловие, в тот момент, я уже был настроен на написание своего собственного исследования, но, по старой дружбе не мог отказать. Мы с Ильёй Жигуновым познакомились 3 февраля 2007 года, когда “Театр Поэтов Послушайте” на Пушкинской 9 праздновал свой день рождения. Мне тогда по гамбургскому счёту дали Короля Поэтов 2007 (телевизионщики уехали рано, на третьем выступлении, а мы с Ильёй выступали намного позже, поэтому нас не показали, и телевизионщики не засняли для истории наши выступления. Но, я зарядил камеру, дал её своей матери с подругой, и они снимали всё выступление – от начала до конца... или же, начиная с меня – и последующие... но Илья Жигунов на плёнке точно есть!). Так вот мы познакомились давно... Вроде в Марте был юбилей... Сейчас, когда я пишу эти строки, у меня вырубился интернет, и Илья не подходит к телефону – не у кого уточнить... Уже почти 10 лет знакомы... Илья Жигунов снял со мной трибьют “Эксгумация или Пряники”... Здесь, явное декларирование всех идей Рекларомантизма – течения, которое изобрёл Илья. Возможно, Рекларомантизм был придуман ещё до Антропатологии (если я не прав – Илья поправит), так вот не найдя теории этих двух течений в искусстве (подобно тому, как в начале 20-го века, каждый художник придумывал новое течение, и составлял к нему тезисы и теорию, как Малевич, Кандинский, Филонов), я попытался разобраться в этом сам. Так вот первым стихотворением, которое попалось мне на глаза, было “Археологи находят окаменевший суп, не замечая вечную муху”. Вот это стихотворение:
 
"Ну, хоть бы надвишнёво и малинно!
Ну, хоть бы щёлочку немёртвых глаз, [вот, уже одна эта фраза может испугать многих...]
 в которых крестовик
ещё не сплёл слюною ежевик
избушку музыкального доноса
на Муху Цокотуху, что вчера
так нестерпимо стучала посошком
в тарелке окаменевшего супа.
......
Глупо?"
Странным образом получилось так, что, когда я открыл файл, прочёл название, и, лихо промотав мышкой, дабы наглядно ознакомиться со стихами, мне попалось именно то стихотворение, которое олицетворяет, и, возможно может стать манифестом Антропаталогизма, так как в нём вся сущность этого течения. В нём читается клиповое сознание современной молодёжи (в основном) и людей постарше, которых то-же зомбируют “ящиком”. Само название “Археологи находят окаменевший суп, не замечая вечную муху” это уже гимн вечности. Да, гимн времени – вот, мы может представить себе (как и любой студент, засидевшийся Вконтакте), что, эта муха, несколько миллионов лет назад, жила себе припеваючи, жужжала, и, ни о чём дурном не ндумала... И, даже не догадывалась, что её короткая жизнь, которая (исправте меня батаники, если я не прав!) длится всего одно лето, вот она села на эту тарелку... Странно конечно, астралопитеки пользоваличь ли тарелками вообще? Но, возможно это случилось и около двух тысяч лет назад (примерно 2092 года – поправте пожалуйста историки!) когда на Помпеи, Геркуланум и Стабии лавиной обрушился вулкан, и сжёг всех заживо – и этот суп. и эту пуху, упавшую в суп, и не сумевшую из него выбраться, и хозяева этой тарелки и этого супа... За одну секунду повседневность, превратилась в вечность. То, на что в обычной жизни мы не особенно заостряем своё внимание (мухи в супе), стало вечностью! Здесь чувствуется какая-то паталогия жизни... Не очень приятно (с одной стороны) это всё, а с другой – это неизменно связанно с человеком, Антропология, наука, которая изучает останки жизни человека жившего до нашей эры... Я люблю это стихотворение – честное слово! - потому-что в нём есть всё! Как пел Цой - “Вдруг, в вечность превратился миг” - так вот, этот миг: муха, ещё живая, маленькая, летит, возможно за долю секунда она падает в этот суп – случайно, или её туда сталкивают, дабы сделать сытнее, суп постный (кто знает?), и, не успев столь паталогическую картину жизни завершить – на человека с тарелкой, и его суп нахлыстывает расколённая масса... Сшигает их моментально, убивая их жизнь, но, вместе с тем даря вечность – в этом окаменелом супе... Кто это был? Римский филосов, экономящий на еде? Купивший на последние деньги эту тарелку? Это ведь мы называем “паталогией” жизни?.. Сколько ждать ответ? - в этом вся паталогия жизни и есть. Антропаталогизм – вот новое течение в литературе! Возможно и в искусстве (но, что-то с мухами я уже видел, это был Кабаков, но, его теорию я не знаю, возможно её просто нет пока) – так вот: “на Муху Цокотуху, что вчера / так нестерпимо стучала посошком / в тарелке окаменевшего супа.” - здесь Илья поймал и запечатлел сам момент рождения вечности! Вот она – родилась – кто её запечатлел? - Жигунов. И это не смешно. Мало у кого я видел такие стихи, такие глубокие и серьёзные (как-бы с налётом шизофрении, “шизы” – если хотите), ни у кого я не видел, не читал “КАК” именно рождается эта вечность – как она происходит? Откуда берётся?... Илья смог то, что многим поэтам не удавалось. Именитым поэтам, современным, которые живут сейчас с нами... Возможно тот римский филосов, к которому по непонятным причинам попала муха в суп уже тогда думал над этим стихотворением... сидя у себя в тёмной келии, в маленькой комнатке... И тут сам Бог запечатлел их, его мысли, муху и человека в одно целое – конечное, сравняв “Царя природы” с простой, назойливой, бедной мухой... И кого жалко больше – Илья о владельце тарелки с супом ничего не написал – стало быть, владелица муха?! Она... Как это не странно... “Ну, хоть бы щёлочку немёртвых глаз” - вспомните, как выглядят эти самые закоменелые люди, которым почти 2100 лет – они монолитны, серого цвета, видны лишь очертания – но, глаза и рот и нос мертвы... не видно ничего. Хоть бы щёлочку “немёртвых” глаз – вопрошает автор. Нет её. “В которых крестовик / ещё не сплёл слюною ежевик” - разложение ещё не началось – точнее, случай не дал смерти протекать так, как она обычно протекает – случай сделал фото неумершей жизни – они, как-будто застылм намертво – но не умерли! И эта муха в супе тоже... Она жива! И этот крестовик не успел сделать своё дело – вечность, жизнь облегчила всем задачу. “Ну, хоть бы надвишнёво и малинно!” - восклицает творец – нет, лава не оставляет ничего... Только закаменевший пепел, точнее, залитые раствором пустоты, когда во второй половине 19 века археологи обнаружили пустоты – это сгнившие, превратившиеся в пепел люди, собаки, домашний скот, в которые было предпринято, дабы сохранить историю, заливать раствор, который потом застывал, и археологи уже откапывали застывшие формы людей – из ничего! Из воздуха... Вот это Антропатологизм. Это ведь звучит абсурдно, даже, всеьма паталогично – из воздуха, возможно не очень приятного, сделать человека? Сделать силуэт, живую скульптуру человека – назовите как по нраву. И, если этот случай был раньше написанной выше истории, то, возможно, всё было ещё плачевнее...
 
Рекларомантизм – что это? Течение в живописи Ильи, возможно, и в его стихах есть отголоски... Рекларомантизм – это сродни Антропаталогии. Объясню: Рекларомантизм, это сочетание двух слов: “Реклама” и “Романтизм”. Это поиски приятного и живого в неприятном и искусственном. Почти по той же методе, что и работает Антропаталогизм: совместить несовместимое. Объясню: много ли кому нравится реклама, что горою обрушивается (как лавина) на нас, когда мы въезжаем в город из глухой деревни? Она почти съедает нас – как эта лавина... Как этот пепел, который убил динозавров. Поиски приятного в неприятном, романтики в повседневном – это Рекларомантизм. Сочетание несочетаемого, совмещение несовмещаемого. Поиски прекрасного в противном. Его цикл коллажей (или ассамбляжей – Дюшановский Ready-Made) говорит нам об этом: вот мы видим кадр из хроники Великой Отечественной Войны – идут солдаты на фронт (многие добровольцы) спасать родину, и по центру чёрно-белого изображения мы видим цветное изображение спрея для мужчин “Head & Shoulders”... Вот, мы видим пожилая женщина, ветеран – по центру баночка с молочком, для ухода за кожей Oriflame Soft & Silky... 9 мая – русские солдаты сваливают в гору вражеские штыки со свастикой (чёрно-белое фото) а по центру красуется цветное изображение электрической зубной щётки фирмы Braun... которой пользуюсь я – немецкой щётки... Про изобразительное творчество Ильи, можно было-бы написать отдельный разбор, но, так как вышеуказанные изображения подтверждали идеологию Рекларомантизма, я счёл нужным о них написать, предъявив этим самым доказательство теории.
 
Стихи Ильи Жигунова самобытны, порою, кажется, что они родились заново - без оглядки на Пушкина и Тютчева... Лишь Есенин, Пушкин 20-го века (как его называли современники) в тяжелой ипостаси Клюева выступает в некотором количестве стихов.
Сегодня во времена всенарастающего потока информации главное для человека не сама информация, а умение её фильтровать - так вот в стихах (и картинах) Ильи Жигунова есть информация - но есть ли смысл? я прочёл всю книгу, и, фильтруя информацию нашёл смысл. Разумеется книга имеет историческую и культурную ценность для человечества - так как она прямое отражение в зеркале нашего времени.
 
Уместное цитирование из Дарвина и Библии столь аппетитны, что мне захотелось заново прочесть эти книги, а это не мало... И чтобы в процессе написания предисловия к этой книге, не перейти к написанию собственной, я пожалуй закончу вердиктом.
 
ВЕРДИКТ: В антологию русской поэзии, которую готовит Евтушенко, достоен.
  
1. Энтони Бёрждесс. Заводной апельсин. Перевод В. Бошняк (1993). Санкт-Петербург, “Азбука” 2000. С. 201-203.


Андрей Иванов-Шаповал

Авторская пунктуация и орфография сохранены.

Комментариев нет:

Отправить комментарий