четверг, 24 января 2008 г.

"Петербургский Поэтический Ринг" - заметка основателя Владимира Беляева о проекте

Мне (Илье Жигунову) посчастливилось поучаствовать в трёх поэтических рингах, которые придумал Володя Беляев (Жигунов VS Чивиков, М VS Ж, Гламур VS Готика). Спасибо ему и за отличную идею и за приглашение участвовать в этих поэтических соревнованиях. Ниже привожу заметку Владимира (от 24.01.2008) о том, что такое Поэтический ринг, о его истории, основных вехах и участниках.
_______________________________________
Идея поэтического ринга не нова. Достаточно набрать в поисковике это эпатажное словосочетание, и тут же появятся ссылки на он-лайн и офф-лайн мероприятия, предполагающие собой дуэль, баталию, слэм. Однако немногие из них задуманы как шоу и ориентированы на большую публику. На архаичный вопрос: а нужно ли делать из литературы зрелище? – организаторы зрелища с уверенностью отвечают: «Да», и вопрос снимается с повестки.

Первый Петербургский поэтический ринг произошел 14 февраля 2006 года в Театре Поэтов на Пушкинской, 9. В первом бою "Красавица VS Чудовище" встретились поэты Любовь Лебедева и Андрей Чивиков. Изначально ринг задумывался как театральное представление, то есть стихи и темы для каждого раунда подбирались заранее. Приветствовалось создание и соответствие образу – поэт становился еще и актером. Но по причине того, что далеко не каждый автор обладает сценической харизмой и навыками актерского мастерства, от идеи театрализованного ринга пришлось отказаться, дабы не ограничивать регулярно проводимые баталии несколькими поэтами-бойцами, а наоборот, привлекать на арену все новых и новых гладиаторов-стихотворцев. Единственное, что не претерпело изменений в организации и ходе действия – это право публики выбирать победителя. Голосование традиционно проводится после каждого раунда посредством десяти красных и десяти синих табличек, соответствующих углам ринга. Для вящей объективности зрительского мнения каждый голосующий имеет возможность поднять только одну табличку только один раз, после чего арсенал народного судьи переходит к соседу и так далее –  до последнего символического удара в символический же гонг. Не трудно посчитать, что при минимальном количестве раундов (а их всего четыре) сорок человек из зрительного зала успевают отдать свои голоса за понравившихся им авторов. А страждущих «поэтической крови» собирается, как правило, в два-три раза больше. Оценки публики бывают весьма неожиданными, вопреки тому мнению, что голосуют не за поэзию, а за хороших чтецов и мастеров эпатажа.
 
На сегодняшний день у поэтических рингов появилась постоянная сцена в книжном клубе «Буквоед на Восстания». Несколько изменился и формат, а именно – преобладает командный ринг. Помимо битв «Москва VS Питер» и «Питер VS Гости», проходивших в рамках ежегодного общегородского поэтического фестиваля «Петербургские мосты» (2006-2007 гг.), поэты не раз объединялись в команды, чтобы померяться коллективными творческими потенциалами и «ухватистыми силами». И, заметьте, никто не жаловался, что команда, рефери или публика посягает на авторскую индивидуальность. Конечно же, для нагнетания интриги в групповых поединках нужно всегда искать дополнительный конфликт (кроме разницы в поэзостилях и декламации). Поэтому имели место такие ринги, как «М VS Ж» или «Отцы VS Дети». Последний, кстати, показал, что в литературной схватке и мэтры, и начинающие поэты чувствуют себя равно комфортно. Да и почему положение автора в поэтической иерархии должно быть помехой для поединка? Хотя… Пожалуй, ответ на этот вопрос менее однозначен, нежели на следующий: зачем нужны поэтам ринги и турниры, кроме как для того, чтобы самоутвердиться перед публикой и показать, что ты еще есть (это ежели тебя забыли), или что ты появился (если тебя не знали)? Имею смелость заявить, что не всегда, но довольно часто публика (то есть потенциальные читатели) может служить автору достаточно точным индикатором, а в некоторых случаях даже тревожным звоночком в отношении его творчества. Особенно это касается литераторов – и «зеленых», и маститых, которые углубляются в дремучие леса «второго плана», не оставляя  читателю ни карт, ни флажков, ни даже компаса. В итоге озадаченный искатель прекрасного побуждает в закоулках собственного рассудка, тщетно пытаясь найти в нем хоть какую-нибудь потайную тропку в «землю Санникова», обещанную автором, да и не станет голосовать за него на ринге. И книгу его не купит. Так и останется поэт сидеть в своем обетованном мирке с немногочисленной группой товарищей и единомышленников. Хотя подобный расклад может его вполне устраивать. Главное, чтобы не жаловался.

И еще о текстах, читаемых авторами со сцены. Как правило, лирик выигрывает у эпика, юморист – у лирика. Это не является показателем качества текста –  просто публике, пришедшей на шоу, хочется именно шоу. Поэтому краткие и внятные тексты слушатель предпочитает длинным и сложным, а из кратких и внятных выбирает смешные и ироничные. Поэтому я, столкнувшись с такой «несправедливостью», стараюсь при формировании команд учитывать творческую направленность участников и расставлять пары соответствующим образом.

Элементы игры, борьбы, азарта во все времена украшали любой акт, любое начинание во всех сферах человеческой деятельности (пожалуй, за исключением ядерной физики и еще нескольких спорных аспектов). Тем более, что везде и во всем можно провести параллели, в том числе между боксом и поэзией. К примеру,  поэзия, как и бокс, прежде всего является искусством защиты; в поэзии и в боксе не бывает поблажек; и в том и в другом, не владея техникой, ты не сможешь победить. И тогда – почему нет? Ведь цели – вполне благородные (специально не говорю: благие намерения), и такую концепцию донесения поэзии к читателю-зрителю никто не навязывает, не считает единственно верной, хотя справедливо будет назвать ее перспективной.

Не льстя себе, говоря отвлеченно, как и в любом другом сценическом представлении, в поэтической баталии важна фигура ведущего, в нашем случае –  рефери, умеющего грамотно руководить процессом. Литературные тусовки нередко страдают отсутствием оных. Я не имею в виду складно говорящих культуртрегеров и  филологов – они хороши для камерных мероприятий.

И раз уж я обозначил свой трибунный подход к продвижению поэзии, то позволю себе завершить статью на рекламной ноте. Ждем всех в новом литературном сезоне на петербургских поэтических рингах. Адрес (пока еще!) прежний: СПб, Лиговский, 10. Книжный клуб-магазин «Буквоед на Восстания». Следите за анонсами! Show must go on!

Основатель и бессменный рефери Петербургских Поэтических Рингов,
Владимир Беляев
______________________________________________________________

Р.S.

Для истории привожу список участников поэтических рингов (в вольном порядке), проходивших в Санкт-Петербурге в период с февраля 2006 по январь 2008:

Виталий Дмитриев, Олег Левитан, Илья Фоняков, Дмитрий Легеза, Евгений Мякишев,  Екатерина Полянская, Александр Танков, Александр Фролов, Тимофей Животовский, Роман Осминкин, Ольга Хохлова, Белла Гусарова, Галина Илюхина, Дмитрий Богатырев, Евгений Антипов, Сергей Шестаков, Любовь Лебедева, Элина Леонова, Марина Лебедева, Константин Никитин, Ирина Знаменская, Борис Чечельницкий, Анастасия Казанская, Рахман Кусимов, Евгений Романовский, Екатерина Молочникова, Всеволод Колюбакин, Андрей Чивиков, Илья Жигунов, Мария Агапова, Мария Громакова, Наталья Романова, Михаил Квадратов, Андрей Воркунов, Юрий Ракита, Дмитрий Румянцев, Борис Панкин, Денис Журлаков, Вадим Макаров…

Заранее прошу прощения у тех, кого забыл отметить на доске почета, и жду дополнений.

Источник информации: https://proza-o-poezii.livejournal.com/659.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий