среда, 24 марта 2021 г.

Рецензия на спектакль "Алеф" в Театре "Особняк". 20.03.2021

"Алеф"

Автор
Хорхе Луис Борхес

Режиссёр и художник
Алексей Образцов

В ролях
Елена Калинина
Кристина Скварек
Кирилл Варакса
Александр Плаксин

А также:
Андрей Редько.
Александра Сидорова
Марина Яковенко
Игорь Николаев
Григорий Кацнельсон
Александра Паршина
Александра Немчинова

Художник по свету
Илья Пашнин

Художник по костюмам
Анастасия Рожекки

Давно я не посещал никаких культурных мероприятий. И тут, по приглашению Саши Плаксина, мне посчастливилось побывать на  спектакле «Алеф» (по одноимённому сборнику рассказов Хорхе Луиса Борхеса) в Театре «Особняк». Я ни разу не театральный критик, но фантасмагорическое Действо, творившееся на сцене, породило во мне яркие переживания, осмысление которых происходит до сих пор. Поэтому захотелось записать некоторые свои мысли по поводу увиденного,- свою интерпретацию.

Наиболее в спектакле поразило, что его создателям удалось визуализировать  горизонт событий – границу невозврата, за которой ничто не может выбраться, за которой никакие события не могут повлиять на наблюдателя. Мне вообще показалось, что спектакль композиционно построен, как процесс  полёта. То есть зритель за 2 часа преодолевает путь от подлёта к горизонту событий до пересечения его, растягиваясь и расплющиваясь вместе с происходящим на сцене, в конце с восторженным страхом падая на чёрную дыру – (Алеф?). Этот полёт реализован не на звездолёте, а воспроизведением бесчисленно множества самоподобий, где часть имеет форму целого. Замечу, что после спектакля, очутившись на улице, у меня было ощущение, что я переместился в пространстве-времени. Снег, казалось, крошит вавилонский, декорации Петербурга – временны и голографичны, время замедлилось, и я отстал (или ушёл вперёд) от своей привычной жизни на пару часов.

Визуализация не доступного зрению (философских понятий, сложных для понимания законов космоса, идей) – сильнейшая сторона спектакля. Когда, я пишу «визуализация» – я имею ввиду не только создание театральным инструментарием картинки, но и обращение к осязанию, когда рецепторы в теле чувствуют достоверность визуализированного быстрее и точнее, чем вовлечённый в действие разум.
Какие визуализации мне удалось увидеть. 

Творчество.
Что это такое? Зона действия спектакля разделена на сцену, где фактурность ватного пространства являет собой сконцентрированный сгусток невозможного, и на пространство перед сценой, где актёры и зритель участвуют в реальности, совершаемой в это мгновение. Фактически отсутствующая зримая граница между этими пределами, позволяет увидеть связь творчества с безумием, зависимость художника от процессов, происходящих в сфере непознанного, где он становится добровольной марионеткой  вечного. Может быть, что эта добровольность – и есть возможность человека быть Творцом. Где находится источник творчества? В Алеф? Возможен ли Алеф вне творческого сознания? Творчество - естественное ли это состояние человека или это болезнь. В процессе действия спектакля, как маятник, по-разному отвечаешь на этот вопрос, что к концу спектакля нагнетает в тебе сумасшествие и ты приходишь в точку восхищения и ужаса.
Тайна.
Все темы спектакля переплетены между собой, они, соединяясь, переплетаясь, открывают другую тему/идею – здесь это постоянный процесс, процесс фрактальный. Поэтому вопрос «что есть тайна» я обнаружил в себе не сразу, скажу более – этот вопрос я создал сам себе. В этом спектакле вообще интересующие темы выбирает и созидает в себе зритель самостоятельно. Спектакль лишь подключает к организму необходимые механизмы, трубки, рычаги  и запускает процедуру самопознания.  Не разрушается ли, не исчезает ли Тайна, которую ты чувствуешь, когда оформляешь и заковываешь её в слова? Есть ли смысл у Тайны? Нужно ли её разгадывать? А может, не существует Тайны, но есть лишь загадки самому себе, сложность которых зависит от своего воображения. Происходящее на сцене наращивает в воздухе точку-ощущение , что вот-вот что-то раскроется и произойдёт, и это что-то становится таким близким, кажется, что ещё пол шага и станет понятно, как работает мироздание. Но в эти самые моменты, когда ты находишься ближе всего к тому, чтобы понять, что же такое ты чувствуешь – это ускользает. Почему? Это страх узнать, это внезапное  зеркало перед тобой, это разрушение тебя? Не знаю. Сильнейший эпизод спектакля о письменах бога в пятнах ягуара в том числе и об этом.

Смерть/жизнь
В спектакле я увидел, что вопрос  жизни и смерти поставлен с аллюзиями на восточно-азиатский опыт. Погружаясь в состояние «самадхи» (а именно это и происходит на протяжении всего спектакля: само действо – это визуализация происходящего в голове при вхождении в медитацию) серебряная нить, соединяющая  Душу и Тело героев, обрывается.  Ламповый внутренний свет хоть и движется постоянно за героями, но в итоге и он попадает в поле Алеф, чтобы стать частью пересечения всего. Также, удивительно придуманный и сыгранный эпизод  постоянного перерождения, говорит о том, что жизнь – это смерть, а смерть – это жизнь! Колесо Сансары, явленное перекатывающимися друг в друга человеческими телами на сцене, до сих пор стоит перед глазами, как фрагмент какой-нибудь индийской резьбы, где так показывают бесконечный круг перевоплощений. Так ли страшна смерть, если только её чёрные безликие посланники-тени (пятна ягуара?) способны передать знание, творение для продолжения процесса перерождения одного в другое? Будет ли без них существовать Алеф, или это сам Алеф, или все мы Алеф? Но кто тогда смотрит в Алеф?

На самом деле, я для себя в этой заметке затронул лишь тему визуализации незримого, что было блестяще осуществлено с помощью всего комплекса: свет/цвет, саунд, игра актёров, осмысление оригинального материала, декорации, перформанс, интерпретации. Посмотрел я только на несколько крупных мазков этой тематики. Только в этом ключе было бы интересно также разгадывать тему Любви (Беатрис). Какова природа этого чувства? Управляется ли оно со стороны, а если да, то с какой точки горизонта событий. Тема внутреннего диалога Художника, Поэта, хоть и пересекается с темой творчества, но она интересна и для отдельного изучения, так как здесь она происходит ещё до пересечения горизонта событий и приближена к нам вплотную.

Хочу поблагодарить всех созидателей спектакля за полученное удовольствие и за то, что растормошили внутренне меня. Спасибо!

При том, что я практически полностью погрузился в вещество спектакля, я также успел сделать некоторые фотографии. Место для съёмок было не самое удобное, но пускай будет и такой ракурс спектакля. Большинство фотографий снято на максимальном ISO, поэтому зернистость очень высокая. Сначала меня это расстроило немного, но потом я подумал, что это даже лучше отражает микрокосм спектакля, где каждый пиксель на фотографии – это отдельная галактика, и вообще весь этот шум на фото – шум космический. 

24.03.2021
Жигунов И.

Комментариев нет:

Отправить комментарий