четверг, 29 апреля 2021 г.

«Сквозь медные трубы, горящие жидкости и ледяные огни…» - интервью о творческом пути Евгения Гаера



Сегодня 29 апреля исполняется ровно год, как наш друг, поэт, человек Евгений Гаер ушёл от нас. Представляем вашему вниманию очень длинный разговор с Ильёй Жигуновым о Поэте Евгении Гаере. На протяжении разговора можно будет проследить совместный творческий путь, который прошли друзья. Возможно, кто-то откроет Поэта Евгения Гаера по-новому, кто-то освежит в своей душе переживания, возникавшие в процессе сотрудничества с этим харизматичным человеком. В любом случае, Женя с нами, внутри нас пока мы помним его и помним его творчество.

Евгений Гаер
***
расскажи мне...
расскажи мне почему
потихоньку не спеша
открывается душе душа
в темных окнах -
так ярок свет.
без океана - берега нет?
я застыл на мгновенье в полёте музыки,
за горизонтом - даль не кончается —-------------------—
мысли качаются
будто влюблённые в лодочке...
волна баюкает
льёт молоко луна
на их силуэты,
они все раздеты - обнажены...
да они же просто прекрасны...
плещется рыба.
их тела и души сливаются в единое целое.
и это розово-белое, иссиня-карее, горяче-прозрачное
дарит миру надежду на то
что есть что-то между
рожденьем и смертью.

- Привет, Илья. Мы хотели поговорить с тобой о Жене Гаере – Поэте и твоём друге. Время пришло. Скоро будет 29 апреля, день, когда Женя ушёл от нас. Ты готов?

- Здравствуй, Максим! Готов, да. И в преддверии нашего с тобой разговора, а он по всей видимости, будет длинный, хочу обозначить сразу несколько моментов. Всё, что я буду рассказывать – это исключительно наш с Женей опыт общения и дружбы, моё личное видение нашего взаимодействия. Я не стремлюсь к объективности. Всё сказанное – это моя субъективная позиция. В этом разговоре я буду больше говорить о деятельности Жени Гаера, в которой он раскрывался и как человек. Женя был человеком хаотичным и всегда хотел весь свой творческий путь систематизировать и собрать в единую «папочку», но внутренний разброс не позволял этого ему сделать, поэтому я попытаюсь именно с точки зрения его творческой активности изложить основные и важные вехи этого пути. Уверен, Женя такой подход одобрил бы.

Что касается поэзии Гаера, то скажу одно. Для меня Евгений Гаер настоящий Поэт. В данном разговоре не буду рассматривать его поэтику. Те, кто захочет почитать стихи Гаера, сами по прочтении их сделают свои выводы, когда потрудится душа и интеллект в процессе чтения.

Также не хочу, чтобы наш разговор стал подведением итогов нашей дружбы, нашего совместного творчества. Я не делаю никакого резюме. Женя Гаер продолжается и длится внутри меня, живёт, спорит, читает стихи. Возможно, я не могу пожать его большую и тёплую руку физически, но я точно его услышу и в ветре в волосах, в условной трамвайной драме, в дрёме у лесного озера.

- Вводная часть принята. Тогда начнём с самого начала. Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились?

- В 1997-1998 годах в подвале Исторического факультета СПбГУ было литературное объединение. Мы его называли «Подвал», возможно, что и официально оно так и называлось. И в один из вечеров после чтений в «Подвале» ко мне подошёл парень – пергидрольный блондин с взъерошенными волосами. Представился поэтом Евгением Гаером. Из разговора выяснилось, что он уже немного знаком с поэтическими группами Санкт-Петербурга. Точно помню, что с «Дрэли куда попало» он уже был знаком. Также он был наслышан о Поэтическом Движении «Послушайте!», которое ему казалось наиболее подходящим для себя форматом. Целью его разговора было познакомиться с лидерами движения и стать участником его. Остановились на том, что я договорюсь с Володей Антипенко и Андреем Мироновым о посещении полноценного представления, которое Женя подготовит.

- Получается, что с Движением «Послушайте!» ты его познакомил?

- Да, это так. Он это часто подчёркивал и сам. Здесь интересно, как прошло знакомство. Поздний вечер. Безлюдный Горный институт, в котором Женя учился. Я, Андрей, Володя, Маша Агапова (возможно, ещё кто-то) заходим в институт. Ищем аудиторию, в которой должно состояться выступление. Находим. На дверях большая самодельная вывеска "Бесприцендентное выступление", в слове «беспрецедентный» сразу 2 ошибки. Помню. Андрей Миронов хищнически заулыбался, потирая руки, и готовя разнос.

Заходим в аудиторию, столы составлены буквой «П». Садимся, как какое-то почётное жюри, и с задержкой шоу начинается. Женя в полосатой кофте, грим, как у Пьеро, стихи, песни. С этого вечера Женя и стал участником Движения «Послушайте!», даже больше – этот день можно считать началом его публичного поэтического пути.

Потом были многочисленные легендарные выступления по школам, в Планетарии, в Театре Эстрады, где Женя большинством зрителей был избран Президентом поэзии. Этот титул был для него на протяжении всей жизни, как мне кажется, самым ценным.

- 1998 год можно считать началом вашей дружбы?

- Не совсем так. Наше общение развивалось эволюционно. В целом наше знакомство можно разделить на 3 этапа: они разные по сути, по энергетике, по химии взаимодействия друг с другом. Первый этап - с 1998 по 2005 год, второй - с 2005 по 2014 год, третий – с 2014.

- Давай тогда по порядку. Расскажи про первый этап.

Когда мы только познакомились, как мне казалось, творческой близости не было. Мне эстетика Жени не была близка. Я был занят войной: внутренней и внешней. Женя же говорил о любви, о единстве, хотя эти категории всегда были лейтмотивом его творчества, но в разных обличиях. У нас стояли разные поэтические задачи и решали их в своих текстах мы по-разному. Мне важен был – радикальный формальный эксперимент, Жене – душевность, искренность содержания, доверительный разговор со слушателем и зрителем. Пересечение было лишь в том, что мы считали, что о своих задачах и идеях надо заявлять громко и публично, поэтому в Движении «Послушайте!» мы были рядом, и это было комфортно и задорно.

- Есть какой-то пример из общения, где проявилась бы ваша разность на том этапе отношений?

- Например, такой. Один из походов Движения «Послушайте!» на очередные поэтические чтения. Васильевский остров, какая-то линия, осенняя морось, впереди Володя Антипенко и Андрей Миронов, идём нахлобученные стихами, все с бутылками пива, мы с Женей сзади бурно выясняем: чей из поэтов вклад в русскую поэзию больше. Женя называет имена: Пушкин, Блок, Шевчук. Я: Хлебников, Введенский, Летов. Не сложно догадаться, что обозначив маркеры и пространства, единства мы не нашли, посмеялись язвительно друг над другом, но каждый остался при своём. Маша Агапова нас мудро успокаивала, не давая разгореться конфликту. А тогда мы действительно могли ругаться по такой проблематике по-настоящему. Думаю, что Женя тогда воспринимал меня эдаким истеричным маргиналом с какими-то авангардными идеями. В чём он, кстати, был и прав отчасти. Я думал о нём, как о поэте с уклоном в попсу.

- Получается, что на первом этапе своего общения вы практически не общались и не взаимодействовали?

- Нет, не совсем так. Эта наша разность в тоже время и помогала нам общаться. Наши творческие интересы не пересекались, конкуренции между нами не было, поэтому мы по-приятельски очень позитивно общались, но каждый со своей колокольни и с хитрым прищуром. Женя иногда приезжал ко мне на улицу Марата, когда я там жил. Помню, как лёжа на диване, Женя, Наташа Черных, я, собака моя Джульетта, смотрели какие-то фильмы и после обсуждали их. Кстати, Наталья помогала Жене, поддерживала его морально, подтягивала его на разные поэтические действа.

Я тоже гонял в гости к Жене в общагу Горного института на Приморской. Много курили на балконе, много разговаривали, делились планами. На моих глазах тогда разворачивалась любовная драма Жени с его девушкой. Я отметил для себя, насколько Женя тотален и вовлечён в свои чувства, видел его переполненность, максимализм и выплески. Бешеная энергия пёрла из всех щелей. Но дружбы всё-таки тогда ещё не было между нами, семечко её покоилось ещё в благодатной почве. Женя же открытый был, я наоборот - внутри себя с периодическими вылазками наружу. Но какие-то общие ноты в этот первый период были уже найдены. Хотя творчески-совместного ничего не планировали в тот период. Каждый своё фигачил. В архивах у меня есть дневниковые записи того времени, там Женя периодически фигурирует. Поищу.

- То есть так всё продолжалось до 2005 года? Что изменилось, что произошло такое, что наступил второй этап отношений, который, как я понимаю, был уже другим?

- К 2005 году Женя успел год пожить в Германии, в 2003-м году на Канонерском острове был открыт Театр Поэтов «Послушайте!». Это важные вехи. Дальше станет понятнее почему. Но самое главное, на мой взгляд, изменилась его и моя поэтика, мы стали творчески гораздо ближе друг к другу. В его стихах стала преобладать тема внутренней революции и преображения, лирики стало меньше или она стала более саркастичной. Я же в свою очередь, погрузившись с головой в любовные отношения, стал писать больше лирики, хотя и жёсткой, а мятежные темы о переустройстве всего и вся переплелись с чувствительными стихами. То есть каждый из нас, проходя свой путь, обретая опыт, пришёл своими тропинками к каким-то базовым находкам, некоторые из которых оказались общими. Мы начали слушать друг друга и творчески двигаться навстречу.

- В это время вы стали просто видеться и общаться чаще или за этим стояло ещё что-то?

- На какое-то время Женя периодически пропадал, как и я. Мы довольно долго не виделись. А потом встретились на Малой Садовой. Это стало знаковой встречей. Было солнечно, он вальяжно и не спеша прогуливался со Златой. Они были такие светлые и умиротворённые. В этот момент я увидел, что Женя изменился. Дальнейшее наше общение в этот день подтвердило это. Появилась рассудительность и желание собирать различные творческие силы для каких-то больших дел. Каких именно, правда, не было ещё оформлено в конкретику.

-Ты так хорошо запомнил этот день. Он стал каким-то определяющим дальнейшее развитие?

Да, в этот день мы впервые начали говорить о том, чтобы сделать что-то творческое на двоих. Это был первый раз, когда каждому из нас хотелось попробовать поработать друг с другом, обменяться энергиями, умениями. Из этой встречи родился поэтическое действо (спектакль) «ВерьOFFка», который был представлен в Театре Поэтов «Послушайте!». К сожалению, видеозаписи не сохранилось, но есть репортажные фотографии. Атмосферу провокативности можно уловить там точно. Мы хотели эффекта скандала, он получился. Была здесь и полуобнажённая девушка, и Путин, и Гагарин, и цифровое общество, и Вторая мировая война. Эклектичная ядерная смесь.

- А как Женя относился к политическим процессам? Были у него какие-то предпочтения?

- Женя же максималист. Поэтому политическое устройство мира ему не могло нравиться. Он желал идеала. И в стране он с одинаковой неприязнью относился, как и к действующей власти, так и к оппозиции. Женя ощущал себя всегда свободным человеком и действовал сообразно этому. Правда, жалел протестующих, понимая, кто на их плечах хочет прийти к власти. Как-то он мне сказал: «Они всегда против, потому что внутри не свободны». Но, конечно, допускал момент переживания ими внутренней свободы хотя бы на митинге.

Он был вообще за мир без границ. Правил он готов был придерживаться, но таких, которые он определял бы сам. Это, кстати сказать, касалось и его отношения к офисной работе. Это же ведь тоже политика в другом масштабе. Он на физическом уровне не переносил просиживания штанов в офисе, принося прибыль дяде, при этом получая от него милостыню по остаточному принципу. Отсюда и стремление к своим большим проектам, пускай даже к утопическим. Ему также была важна защищённость личности анонимностью. А одной из последних наших политических бесед была о сравнении анархизма Кропоткина и Бакунина.

- И вы в спектакле «ВерьOFFка» говорили и об этом?

В том числе. Да. «ВерьOFFка» вообще стал знаковым спектаклем в плане расширения диапазона нашего действия, что способствовало привлечению новых творческих личностей из разных сфер деятельности. Мы пробовали совместные силы и пытались понять границы дозволенного. Так Женя познакомил и ввёл в наш поэтический круг Александра Балахонова, Владимира Розина. Саша сделал чудесное видео-оформление к спектаклю. Мультимедийный подход внутри одного действа был осуществлен в Театре Поэтов нами одними из первых, если не первыми.

- Если спектакль «ВерьOFFка» - самое начало совместного безумия, отправная точка в свободное плавание, то с чем происходил разрыв, что вы теряли и обретали?

- Сам спектакль «ВерьOFFка», как я уже сказал, был пробой сил. После него появилось чувство, что возможно делать самостоятельно своё, не ограничивая себя эстетическими рамкам и того или иного литературного объединения. В это время Женя остро переживал, как развивался Театр Поэтов и Движение «Послушайте!» Он считал, что всё движется ни туда, куда надо и не с теми людьми. В чём-то я был согласен, в чём-то нет. Но участвовать мы стали всё меньше и меньше, пока не прекратили совсем. Эту тему мы обсуждали довольно таки часто. Но если для меня не было большой проблемой отойти в сторону, так как я безболезненно переключался на свои автономные проекты, то для Жени это было неприемлемо. Он всегда себя чувствовал поэтом, который много вложил в Движение «Послушайте!», поэтому хотел, чтобы все решения в Театре и в Движении принимались коллегиально, чтобы была преемственность, каждый голос был бы услышан. В одной из своих заметок экс-поэт Кэн немного разобрал тему творческой преемственности в понимании Жени, а эта тема для него действительно была базовой, без неё всё рушилось во внутреннем космосе. Но мне казалось это нереальным и ненужным, так как придумано это было Володей Антипенко, и он вправе был развивать свои проекты, как считал нужным. Из-за этого мы с Женей спорили очень часто.

- Получается, что выход из рамок Театра Поэтов и Движения «Послушайте!» также оказался импульсом к движению в сторону своих проектов.

- Думаю, что внешне это было похоже на разрыв, но внутренне выхода не было,- были противоречия. А диалог о судьбе и участии в «Послушайте!» продолжался всё время. Но бесспорно, что одни прикрытые двери открыли другие. Так появились: арт-группа «ALTернатива Nефти» со своими поэтическими акциями и перформансами, международный фестиваль медиапоэзии «Вентилятор», где все организаторы смогли попробовать свои административные способности, участие Жени в поэтическом видео-трибьюте «Эксгумация и пряники». Это я перечислил только совместные проекты. Не стоит забывать, что Женя также много параллельно участвовал самостоятельно в разных поэтических мероприятиях вместе с «Болтом» и «Подельниками». Но про эти выступления ребята, если захотят, сами смогут поделиться, я рассказываю лишь о нашей совместной кухне.

- Был ли у Жени именно свой ярко-выраженный проект, как говорят, своё детище?

- Да, конечно! Именно арт-группа «ALTернатива Nефти» и была его проектом, его идеей. В самом образовании конечно был костяк постоянных участников, включая меня и Марию Поваляеву, с которыми все решения согласовывались, но при этом арт-группа была открытой для единомышленников. В разное время под эгидой «ALTернативы Nефти» выступали Андрей Ноябрь, Белла Гусарова, Олег Ильин, Человек с Марса, Саша Плаксин и другие. Именно сочетание личностей, их творчество и создавало альтернативу нефти.

- Как и почему было выбрано такое название?

- Вопрос создания арт-группы и её названия возник весной 2009 года, когда стало понятно, что реально состоятся акции и перформансы, конкретные переговоры по которым уже велись. То есть были поэты, которых объединяло желание публично и необычно представлять свою поэзию, были договорённости по творческим мероприятиям, но не было названия. На Марата в «Нямбурге», рядом с Музеем Арктики и Антарктики, которое стало постоянным местом встреч, и произошёл мозговой штурм по поиску названий для арт-группы, которая и будет инициировать творческие мероприятия.

У Жени, знаете, был такой бежевый талмуд. Он вообще очень любил планы, идеи записывать на бумаге. Все эти ворды, блокноты – не любил для творческих целей. И вот, когда он открывал этот свой бежевый гроссбух, то можно было считать, что он готов к серьёзной работе, а не праздному времяпрепровождению. Вот в одну из таких встреч потоком Женя записывал всевозможные предлагаемые названия. В общей сложности их набралось под сотню. Но в итоге было выбрано название «ALTернатива Nефти». К сожалению, я не помню, кто его предложил.

Особых подтекстов в названии искать не приходится, всё на виду. Нефть – символ наживы, выкачивание из природы ресурсов, олигархии, потребительского отношения к Земле. Всему этому предлагается альтернатива - творческое начало, Дух, пассионарность. «ALT» и «N» - дань модному написанию названий, выработка нового языка и сочетание клавиш, которые вызывают «параметры подключения». Последнее слово было за Женей. Он остановился на этом названии.

- Какие мероприятия были у арт-группы «ALTернатива Nефти»?

- На самом деле у «ALTернатива Nефти» было не так много акций и выступлений, как хотелось бы. Но все они были добротно подготовлены и запомнились.

Первый перформанс «Кокон» арт-группы «ALTернатива Nефти» в составе двух человек (Женя и я) состоялся в галерее «Борей» на Литейном проспекте. Организаторами мероприятия выступили Наташа Меркулова и Ангелина Саул-Зуева. Спасибо им за приглашение и организацию! У нас с Женей была два варианта перформанса. Первый с неформальным названием «Валяки» (он потом осуществиться спонтанно в метрополитене). Планировалось экзальтированное полуэпилептическое валяние на полу галереи с экспрессивным чтением стихов. Второй вариант, он и состоялся, - «Кокон». Мы заматывались пищевой плёнкой, приматывались друг к другу, при этом читая стихи. После высвобождались из кокона плёнки, меня тематику стихов, при этом на экране происходила онлайн прорисовка нашего совместного изображения Игорем Ананьевым. На перформансе присутствовали Александр Либуркин и Андрей Чивиков. Андрей напишет впоследствии небольшую заметку, а Эли Перельман сделает замечательные фотографии.

Также у арт-группы «ALTернатива Nефти» был проект «Поэзия в кубе», в рамках этого проекта проходили выступления и перформансы в «Буквоеде», где кроме поэтов выступали и музыканты, в клубе на Разъезжей улице состоялось мероприятие «Без Б…», в Музее Городской скульптуры «ALTернатива Nефти» приняла участие в акции «Новые идеи для города».

- А расскажи теперь о самых масштабных и значимых акциях «ALTернативы Nефти».

- Самыми мощными акциями конечно же были следующие две: «Ночь у фонтана» и «Гоголь TV».

- Давай в порядке хронологии.

- Первое большое выступление состоялось на Малой Конюшенной улице и называлось «Гоголь TV» и проходило в рамках празднования 200-летия со Дня Рождения Гоголя 1 апреля 2009 года. На Малой Конюшенной присутствовало много разных коллективов, диапазон был широк от клоунов – до поэтов, хотя для многих это одно и то же. Участвовать в этом празднике пригласил нас Павел Бархатов. До 1 апреля оставалось пара недель, и мы, как угорелые, начали готовить свою часть. Встречи участников с генерированием идей проходили всё в том же кафе на Марата «Нямбург» и в Театре комедии им. Акимова, где Женя тогда работал. Была придумана концепция, что каждый из выступающих будет Гоголем: но Гоголем с какой-то «фишкой». Так у нас появились Гоголь-баба, Гоголь-Санта-Клаус, Гоголь-с-Марса, Гоголь-Кэнди и другие.

Само мультимедийное действо происходило в огромной армейской палатке, а рядом с ней развернулась полевая кухня, где можно было совершенно бесплатно перекусить гречкой с тушёнкой. Так как сроки подготовки были ограничены, то мы до последнего не знали, привезут ли нам палатку и полевую кухню. Но спасибо Паше Бархатову, всё было доставлено, и акция состоялась. Кстати, Паша потом также примет деятельное участие в фестивале «Вентилятор». Так как действие происходило в центре города, то мероприятие посетило большое количество людей, чем мы конечно были вдохновлены и наши аппетиты росли.

Само мероприятие вышло радостно-сумбурным, так как были технические неполадки, но было очень весело. Звучали безумные стихи, мелодекламации, Гоголи общались с публикой, лазерное шоу внутри палатки создавало вселенную, Андрей Ноябрь пел кантри, по ходу совершались импровизированные перформансы. И всё это происходило на фоне разборок и мини-скандалов из-за проводов, подключки. Между своими номерами мы со скоростью звука гоняли в магазин за нужными переходниками. Всё вместе это и образовывало «Гоголь TV».

- Ты говоришь о небольших скандалах. А вообще, как часто вы ссорились, долго ли длились обиды после конфликтов?

- Чем ближе становились наши с Женей отношения, чем больше делали совместного, тем чаще случались стычки, но они не носили глобального характера. Да, и не помню, чтобы после какой-то ссоры мы не общались больше суток. Обычно всё происходило энергично и быстро, и мы через час-другой уже не помнили, что произошло и двигались дальше. Но нервы за это время могли друг другу потрепать хорошенько.

Я помню только два наших больших скандала. Один раз в 2009 году мы с матерщиной в полный голос ругались на Невском, когда обсуждали кандидатуру Эдуарда Лимонова в жюри фестиваля «Вентилятор». Женя был категорически против, считая, что приглашение Лимонова политизирует мероприятие. Не знаю на счёт мероприятия, но срач из-за политики между нами состоялся нешуточный. Через день уже все выдохнули с извинениями и поехали дальше. Второй раз в 2017 году летом разругались по телефону из-за какой-то глупости. Что-то вроде выяснения, кто из нас пропал, из-за чего сорвалась встреча. Было громко, было нежелание слушать друг друга. Договорились до того, что обсуждали тактику боя между нами. Но уже через несколько часов уже обнимались при встрече.

- Понятно, что отношения – это всегда что-то живое и постоянно они гладкими быть не могут. Какие качества были у Жени, которые раздражали, не нравились именно тебе?

- Сейчас даже то, что раньше могло вызывать раздражение, я вижу другим. Женя почти всегда был человеком переполненным идеями и смыслами, эдакий сосуд, из которого всё время выплёскиваются излишки. Отсюда и его постоянное свойство перебивать, не давать возможности договорить. Это, да, бесило. Но сейчас понятно, что это с его стороны было желание не упустить, высказать, чтобы не забылось и не потерялось. А тогда даже был регламент, что в течении 3 минут Женя должен молчать. Просто молчать. Но хватало его обычно не более, чем на 2 минуты. Помню, даже в шутку пытались заклевать ему рот скотчем, на что он отреагировал резко. Но повторюсь, это шло от его внутренней переполненности, это был тоже он, какой есть. Поэтому приходилось принимать.

- Интересное отступление. Вернёмся к акции «Гоголь TV». Это всё ещё было подготовкой к чему-то более мощному, потенциал на тот момент не был раскрыт до конца?

- По степени подготовки, ожиданию чего-то запредельного, творческому зуду и вовлечённости всех участников в глубину темы, наверное, «Ночь у фонтана» оказалась более сильным представлением. На этом этапе мы уже с Женей были в энергетической связке, мы узнали уже друг друга с новых разных сторон, общение стало открытым и свойским. Мы делали одно дело – нам было интересно и здорово, хотя и трения происходили.

- Давай о «Ночи у Фонтана» по порядку. Как вы договорились о проведении в столь необычном месте, кто участвовал, кто помогал?

- Ранней весной 2009 года город уже начал готовиться к традиционной Ночи музеев. К нам с Женей через Настю Демичеву обратился художник Энвер Байкеев с предложением сделать какую-то яркую, запоминающуюся безбашенную акцию в Ночь музеев от Государственного Музея Городской скульптуры, где он и работал. Когда мы встретились у Лавры Александра Невского, и Энвер нам сказал, что мы можем провести свою творческую акцию прямо в Некрополе мастеров искусств, мы вдохновились очень сильно.

- Не было неловко готовить акцию, хоть и творческую, в таком особенном месте?

- Энвер, будучи человеком открытым и лишённый потакания стереотипам, помог нам преодолеть внутренние нравственные терзания, которые у нас действительно были. Всё-таки Некрополь – это Тихвинское кладбище, где покоятся люди, великие мастера. Вопрос у нас стоял на повестке: имеем ли мы право или нет. Но мы в итоге решились. Хотя мурашило будь здоров, осознавая, что ты читаешь свои стихи рядом с могилами Достоевского, Чайковского, Комиссаржевской, Куинджи, Товстоногова. Невероятные чувства.

- Сейчас, наверное, это поэтическое действо могло и не состоятся.

- Удивительно, что и тогда это не вызвало большого скандала, хотя недовольные комментарии, касающиеся выбора места, и были. Сейчас, мне кажется, проведение акции «Ночь у фонтана» было бы невозможно. Но тут нужно отдать должное и Энверу и директору Музея Анне Владимировне. Она уникальный человек, открытый новому, гостеприимный. Как встречала она нас – поэтов, задействованных в акции, - это песня! Больше нас так никто не встречал. В процессе подготовки было оказано всевозможное содействие. Нам разрешили делать практически всё. И после окончания мероприятия нас встречали огромной чашей с шампанским, в котором плавала ароматная клубника. Мы конечно были удивлены, на что Анна Владимировна сказала: «А как по-другому? Ко мне же в гости Поэты пришли!» Андрей Ноябрь душевно вспоминает эту afterparty. В конце разговора можно будет почитать воспоминания Андрея, пройдя по ссылке.

- Много поэтов участвовало в акции? И почему она называлась «Ночь у фонтана»?

- То, что происходило в тот день – это и была "ALTернатива нефти". Участвовали: Женя Гаер, Илья Жигунов, Андрей Ноябрь, Александр Плаксин, Олег Ильин, Мария Поваляева, Белла Гусарова, Владимир Юхно и группа "Iюль Оркестръ".

Название «Ночь у фонтана» родилось из скрещивания названия городского события «Ночь музеев» и локации – фонтан скорби в Некрополе, вокруг и внутри которого и происходило действо.

- В интернете можно найти видео этой акции?

- Я думаю, что только небольшие кусочки. На самом же деле существует много отснятого видео с разных ракурсов. Надо отдать должное и ребятам, которые снимали всё это безумие, поддеживали всячески нас,- они, конечно же, в тот день были полноправными участниками "ALTернатива нефти". Это Дима Баранов, Дима Машкара, Таня Кучерова, Катя Гаврилова, Аня Богданова. Снималось видео акции даже с крыши бывшей Тихвинской церкви на территории Некрополя. Залезали по пожарной лестнице, каким-то скотчем крепили камеру. Существует видео с 4-5 ракурсов, но оно не смонтировано, к сожалению, до сих пор.

- Надеюсь, что монтаж будет сделан, и люди смогут это увидеть. В чём заключалась подготовка, о чём вообще была акция?

- Готовились довольно долго. Подготовка в части реквизита проходила в Театре комедии. Женя договаривался с работниками театра, они помогали шить полотна огромные, делать надписи, организовывать свет. По технической части основной объём был сделан Женей и Сашей – братом Гаера. Содержание, фабула, стихи, песни, перформансы – это всё дружно и не очень обсуждалось в том же «Нямбурге» на Марата: сдвигали столы, пили кофе, много курили, спорили, генерировали идеи, проводили мозговые штурмы.

- Место действа подсказывало о чём будет готовящаяся акция?

Да, и главный итог и посыл этой акции – смерти нет. Что ещё внутри было заложено: тема жизни и смерти, боль рождения, перерождения, тайны загробного мира. Был у нас и свой Харон, Лета (она же фонтан) преодолевалась стихами и реальным купанием и бурлением в ней. Себя и зрителей мы спрашивали, что есть реальность,- сон, мираж или осознанность. Сами искали ответы: способны ли Дух и Душа сделать мир справедливее и милосерднее. Но главное, наверное, что мы хотели – чтобы зрители сами задавали себе вопросы, наблюдая за тем, что происходит перед ними. А перед ними разворачивался диапазон событий от вселенских войн до личных переживаний, перетекая друг в друга.

Как видео будем смонтировано, можно будет почувствовать драйв, кайф, с которым всё делалось, полную вовлечённость поэтов в действие, нерв и ритм взаимодействия.

- После столь удачных выступлений вы решили попробовать себя в качестве организаторов чего-то масштабного? Почему было не продолжить просто заниматься творчеством?

- Переход к организации чего-то большого проходил эволюционно. Совпало несколько факторов. В марте 2009-го года публике Творческим Соединением «Zlystra&Pupstrip» был уже представлен поэтический видео-трибьют «Эксгумация и Пряники» на стихи авангардных поэтов Серебряного века в исполнении современных авторов. Это уже был мультимедийный жанр – видеопоэзия. Женя в этом проекте тоже принял деятельное участие. Он читал стихотворение Хлебникова «Когда умирают…».

Съёмка проходила в Театре Комедии, который как раз закрывался на ремонт. Нам повезло, что Женя смог договориться на счёт съёмок, так как в том числе в кадр попал полуразобранный зрительный зал театра, а на сцене можно было задействовать имеющийся реквизит. Часть ходов в ролике была придумана в процессе съёмок самим Женей, поэтому я считаю его полноценным соавтором этого видеопоэтического ролика.

- То есть надо понимать, что выход «Эксгумации и Пряники» показал, что подача современной поэзии намного шире общепринятых взглядов, где присутствуют в основном книги и чтения в ЛИТО?

- Да, именно так. Это ещё и ужасно интересно. Мы попробовали видеопоэзию, у нас что-то получилось, мы решили двигаться в этом направлении – синтезе слова с различными современными технологиями, с другими областями искусства.

Вторым немаловажным фактором стало стремление Жени объединять вокруг себя разных творческих людей, коммуницировать с ними, привлекать к участию в своих проектах. Мне тоже хотелось взаимодействовать с некоторыми медиа-поэтами, поэтому организация фестиваля стала хорошим поводом объединить на время замечательных творцов.

Таким образом, из этих составляющих и родилась идея проведения международного фестиваля медиа-поэзии «Вентилятор».

- Расскажи тогда о самом фестивале «Вентилятор». Ведь это очень разные вещи: организовывать мероприятие с друзьями своего творчества и фестиваль, который объединит разных творческих людей со своим художественным видением.

- Фестиваль «Вентилятор» стал для нас апофеозом организаторской деятельности с плюсами и минусами. Но надо понимать, равноценный вклад в организацию внесло большое количество людей кроме Жени и меня. Думаю, стоит перечислить основных действующих лиц: Мария Поваляева, Веттерок, Прелестинка, Павел Бархатов, Дима Баранов, Катя Гаврилова. Также очень много помогали родственники, друзья и знакомые, благодарность мы всем выразили в буклете фестиваля, постарались никого не забыть. Состав организаторов был очень разношёрстный. Каждый по-своему видел, как должен проходить фестиваль, как мы должны взаимодействовать, как расходоваться ресурс. Сейчас даже странно, как люди с такими противоположными взглядами что-то, но всё же сделали.

- То есть, когда вы окунулись в организаторскую деятельность, вылезло то, что раньше не замечалось?

- Да, организация фестиваля, это совсем не то, что совместное творчество. Возникали разногласия, проявлялись черты характера, которые в организаторском процессе недопустимы, но в процессе творческом наоборот – помогают творить. Думаю, мы все лучше узнали друг друга и увидели с неизвестных нам сторон. Во время подготовки к фестивалю некоторые наши коллеги даже вышли из проекта. Это не значит, что процесс был насквозь проблематичный. Нет. По большей части он приносил радость. Новые знакомства, общения с участниками, решение нестандартных задач. Так или иначе кто-то всегда прикрывал какой-то фланг, если что-то провисало. Серьёзный опыт получили все, и все сделали какие-то свои выводы.

- Что нового в подготовке, в проведении фестиваля ты открыл в Жене Гаере, как складывались ваши отношения?

- О многих моментах характера Жени я догадывался и раньше, но на этом этапе встретился с ними. Я увидел, насколько Женя естественно хаотичен со всеми вытекающими... Это было частью его внутренней природы. Это могло мешать, когда нужно было делать определённые вещи в срок, но иногда эта же черта помогала. Например, в переговорах с людьми. Он обволакивал собеседника этим хаосом настолько органично, что собеседник не замечал, что уже стал частью проекта, добрым другом, соратником. Так произошло, когда мы поехали в Курёхинский центр договариваться о месте проведения фестиваля. Разговаривали мы с Анастасией Курёхиной. Через пять минут разговора, а солировал Женя, уже оказалось, что у нас и куча общих знакомых, что и делаем общее дело, что и «Вентилятор» будет проходить именно здесь. Конечно, со стороны иногда могло показаться, что общение избыточно упрощённое, но это приносило результат.

- Ведущим на фестивале был тоже Женя? Не опасались, что не справится?

- Что не справится, не опасались. Но вот подготовился он к представлению участников в последнюю ночь. Это, конечно, нервировало. Из организаторов большое желание быть ведущим никто не высказывал, а Женя этого очень хотел. Он любил движуху вокруг себя, ему нравилось представлять участников на сцене. И эти участники для него становились близкими людьми, друзьями. Он так считал. Женя в принципе видел в знакомстве с человеком возможность. Возможность дружбы, возможность совместного творчества, возможность, да, хоть полёта на Луну. Он как-то пытался сразу убрать условную границу между собой и собеседником, сократить время между знакомством и дружбой. Некоторым это могло обосновано не нравиться, но попытку Женя делал почти всегда. Но думаю, благодаря этому, выступать на фестивале многим участникам было комфортно. Стоит отметить, что Женя несколько неприятных ситуаций сумел нивелировать. Вообще разговор о фестивале требует отдельной беседы. Не уложиться даже в рамках нашего с тобой большого разговора.

- Планировалось ли продолжение фестиваля?

- Да, планировался рестайлинг фестиваля, но уже значительно позже и в рамках большой поэтической платформы-бренда, над которыми мы с Женей работали в последние годы, но так и не запустили. Скажу, что «Вентилятор» должен был стать «Пропеллером».

- Второй ваш с Женей этап общения вышел очень плодотворным: многочисленные проекты и совместные выступления. То есть на этом втором этапе вы уже стали друзьями?

- Думаю, да. К концу «Вентилятора» мы стали друзьями. Но по-настоящему близкими друзьями мы стали, начиная с 2014 года. Вместе было пройдено уже много, но как будто чего-то не хватало. У Жени и у меня произошли в жизни некоторые схожие события личного характера, которые резонировали. Вот тут-то и появилась душевность в отношениях, поддержка друг друга. Благодарен Жене, что он действительно меня поддержал, как никто другой. Смею надеяться, что и я его тоже. Вообще этот третий этап нашего общения, которое стало дружбой, выявил очень простые вещи, которые могут происходить с нами помимо творчества.

- Что ты имеешь в виду? Что за такие простые вещи?

- Мы стали ходить на музыкальные концерты, ездить на природу, например. Особенно запомнились два похода. Один раз мы поехали собирать иван-чай. Помню, вышли у какого-то поля, а по его периметры лопухи здоровые. Мы, играя в репку, тягали эти огромные корни. Потом пособирали иван-чай и залезли на какой-то холм, а там какая-то незаметная тропинка. Я пошёл обследовать ближайший перелесок, а Женя сказал, что тут на тропинке и отдохнёт. Побродил я минут 20, стал возвращаться. Слышу сладкий раскатистый храп, иду на него. Вышел, конечно, на Женю. Он лежит и спит посередине тропинки, а над лицом его свисает земляника, уши и волосы окружает лесная герань, травки разные. И от храпа это лесное благолепие, окружающее его лицо, вибрирует и затихает, вибрирует и затихает. Красота! Богатырь, медведь в нежных кустиках ягод и цветов. И они взаимодействуют друг с другом. Несколько минут простоял завороженный этим зрелищем.

- Женя, как и ты любил природу?

- Да, в этом чувстве мы с ним были на одной волне. Показательным примером служит проект Жени по сбору пластика. С этой идеей он не расставался 7 последних лет точно. То есть он не только любил природу, но и готов был предпринимать какие-то конкретные вещи по её очистке.

А последний раз вместе ездили в лес за берёзовым соком. Была середина апреля. Собрали всё необходимое для сбора сока. Женя, особенно переживал за садовый вар, которым надо закрывать отверстие после сбора сока, чтобы дерево не болело. Это вот один из множества примеров его уважительного отношения к природе.

А так, конечно, он на природе прямо расцветал: вокруг былинки, пейзажи, веточки, цветы. Он мог, как Кришна, впадать в прелесть, любуясь окружающей благодатью.

Вообще очень хороший выезд случился. Погода сменялась постоянно, - то солнце, то дождь; читали друг другу стихи, готовили на костре, обсуждали запуск поэтической платформы.

- Поэтическая платформа – это ваш последний совместный проект?

- Да, к сожалению, последний, к сожалению, только лишь проект и не реализованный. Через тройку лет после «Вентилятора» Женя задумался о большом поэтическом проекте, где каждый из нас двоих смог бы осуществлять свои идеи, помогая друг другу. В итоге из разрозненного материала мы собрали структуру Поэтической платформы, составили план реализации. В последнюю нашу встречу мы обсуждали проведение презентации, на которую планировалось позвать тех, кого мы хотели бы видеть в числе полноправных кураторов своих направлений.

- А где прошла ваша последняя встреча? И можешь ли называть имена тех, кому вы хотели презентовать Поэтическую платформу?

- Эта была последняя наша встреча и прошла в конце февраля 2020 года в кафе напротив станции метро «Лиговский проспект». Вообще в последние годы нашей дружбы с Женей любимыми местами были окрестности Обводника (Марата, Лиговка, Боровая) и сам канал. Большинство встреч проходило именно в этом районе. Мне кажется, это как-то было созвучно нашему общему настрою. Не парадно, но ещё и не захолустье.

Что касается имён, кого бы мы хотели видеть соорганизаторами, то список был большой, было в нём и много фамилий, по которым мы не могли найти компромисс. Назову лишь тех, по кому не было никаких споров, и Женя их хотел бы видеть: Андрей Некрасов, Андрей Ноябрь, Ася Немчёнок, Настя Чарина, Ваня Пинженин, Дима Баранов, Джамиль Нилов, Лёня Михайловский, Ирина Дудина, Лика Волчек – это навскидку. Это лишь небольшая часть людей.

- А у Поэтической платформы уже появилось на тот момент название.

- Да, было рабочее название на 90% утверждённое. Поэтическая платформа «РЦЫ». Что мы видели в этом резком и дерзком выкрике: речь, заумь, призыв, традиция, истоки, руна действия. Даже уже был утверждён флаг Поэтической платформы «РЦЫ». Им должен был стать флотский флажок с белой внутренней и двумя голубыми наружными полосами, означавший во флажной азбуке букву «Р» и сигнал «дежурное судно». Интересно, что со времён петровского морского устава этот флажок именовался «рцы».

Запуск платформы планировался на 29 октября 2020 года. Я предложил установить какую-то конкретную дату запуска, чтобы сроки не были размыты, и подготовка двигалась динамичнее. Женя, сказал, что пускай это будет 29 октября. На вопрос «почему именно эта дата», он сказал потом узнаешь. Но я так и не узнал. Но 29 октября 2020 года состоялось ГАЕР-party "Поэзия в Кубе". На этом мероприятии, можно сказать, осуществилась мечта Жени. Он всегда хотел собрать своих друзей, которые не были знакомы между собой, под одной крышей, чтобы все перезнакомились, чтобы завязались творческие проекты. И вот 29 октября, как минимум, многие из разных компаний Жени познакомились друг с другом.

- У Жени были любимые поэты?

- Что точно могу сказать, так это то, что если он и любил поэтов – то по большей части современников. Последнее время имена классиков я от него не слышал. Могу лишь сказать, кого он чаще других упоминал при мне, выделяя их творчество: Евгений Дьяконов, Ваня Пинженин, Лёха Никонов, Андрей Некрасов, кстати, Вову Антипенко, как поэта, высоко ценил и упоминал в этом ряду. Но это, конечно же, только небольшая часть списка, ни в коем разе не претендующая на какую-либо полноту.

- А ты был в этом его списке?

- Списками мы естественно не обсуждали такие вещи, но мне кажется, что мои стихи не были в числе его сильно любимых. Но, тем не менее, мы читали друг другу, обсуждали услышанное. Было творческое взаимоуважение, что нас устраивало, и было достаточным.

- То есть вы из публичного пространства переместились для чтений в изолированное?

- О, нет. Женя также продолжал всё время выступать с разными проектами в разных местах в отличие от меня. Но так как меня было не раскочегарить на публичные чтения, случались спонтанные выступления. То есть мы не сидели на стульях и читали друг другу по очереди. Происходило всё гораздо масштабней. Это могли быть и чтения на эскалаторе метро Александра Невского с мини-перформансом, наши импровизационные баттлы минут на 30 в парке у ТЮЗа, которые вполне себе собирали прогуливающуюся публику, которая с теплом воспринимала Женины новоиспечённые рэпы. Это вот было диким естественным актом нашего сотворчества, актом доверия друг другу.

Вообще Женя любил создать спонтанный небольшой поэтический праздник в отдельно-взятой локации, хотя понятно, что не все это могли одобрять, кому-то это мешало и раздражало, но Жене нравилось возникнуть, как чёртик из табакерки, прочитать что-то, удивив и обезоружив, и пойти дальше по своим делам.

- А какая у тебя самая светлая история из последних, связанная с Женей?

- Мне кажется, их не мало. Но вот одна из последних запомнилась своей призрачностью что ли. Женя встречал меня в аэропорту из Крыма. Довёз меня до дома. А это был разгар белых ночей. Мы до утра сидели на балконе среди цветов, Женя пел песни под гитару, рассказывал о рыбалке, я о грибах, читали новые стихи. Вот, вроде ничего особенного, но, вспоминая ощущения, кажется, что тогда происходило какое-то волшебство.

- Женя, часто тебе после ухода снится? И снится ли вообще?

- Он мне снился три раза. Один сон могу рассказать.

Ранняя весна в Лиссабоне. Некоторые места узнаваемы для меня во сне были, иные - удивляли, так как были мне незнакомы и красивы. Я, Женя и ещё компания человек 4-5 кружили на каком-то старом-старом автобусе 60-х годов мятного цвета по городу. Из сна понял, что у нас были гастроли, и мы были некой арт-группой, а может и просто поэтической группой. Назывались мы "Печенье колбасы".
Сны обычно мне снятся в муаре, но этот прямо яркий был, чистые незамутнённые цвета были. Никакого трагизма и знаковости во сне не было. Была весёлая обыденность с текущими делами: куда-то опаздывали, спорили, к кому-то заходили, перекуривали, куда-то залезали по крайне узкой винтовой лестнице, у которой с внешней стороны были вместо перил длинные тонкие острые иглы.

- А в планах у Поэтической платформы «Рцы» были какие-то яркие мероприятия, как в твоём сне, например?

- Да, планы были разнообразны. Из красивых и осуществимых – это большие поэтические гастроли по Крыму. Из утопических – кругосветное поэтическое путешествие.

- В последнее время перед уходом ты заметил какие-то изменения в Жене? Может, были у него какие-то предчувствия?

- Действительно, возможно, с начала осени 2019 года в Жене почувствовалась какая-то грусть что ли. Он же всегда был большой и тёплый, весь сделанный из жизни, вовлечённый в разнообразные её проявления. Даже в проблемах он пытался отыскать возможность лучшего. А тут вот немного сник, стал менее общительный, мягкость и раздражённость могли быстро сменять друг друга.

В этот период Женя активно интересовался альтернативной историей, конспирологией. Присылал мне много различных видео по этой тематике. У него появился скептицизм к разным проявлениям официоза: от академической науки до политический процессов.

И в наших разговорах тема ухода появилась. Женя пару планов озвучивал. И оба они были связаны с уходом от цивилизации. Он хотел уйти в лес самостоятельно и начать строить там свой дом, своё творческое пространство, свою планету, чтобы потом к нему могли приезжать его друзья поэты и музыканты. То есть была идея построить творческую Мекку, но вдали от города и суеты. Как Женя говорил — «возвращение домой».

Также у Жени был план посетить отшельника на реке Мезенская Пижма. Мама Жени, когда мы с ней общались, подтверждала этот план. А Женя маму очень любил, доверял ей, зная, что она отнесётся к ним серьёзно, а не как к какой-то блажи.

- Может тебе запомнились какие-то последние Женины прибаутки, слова, фразы, сказанные тебе?

-Запомнилось. Как-то мы вышли покурить с Женей, а он с такой хитрой улыбкой курит, смотрит поверх дыма и говорит: «Вот уйду я от вас, тогда вы всё поймёте». Я тогда не придал особого значения этим словам, но теперь мне кажется, что те, кто знает и любит Женю Гаера, после его ухода какие-то честные открытия в себе сделал, что-то своё понял, что-то сохранил. Я надеюсь, что это так. Что всё не зря.

Максим Чернов.
Апрель. 2021.

Евгений Гаер
***
из одной хорошей библиотеки
шли домой поумневшие практически за день две человеки
у одной человеки от усталости слипались веки...
"верно, эту набережную строили греки?"
Крутился у другой в голове вопрос...
и вдруг та, что с полуприкрытыми
отвечает
вопросами на не заданный ещё пока вопрос -
"Слушай, а Ты знаешь сколько биллионов слёз в океане?..
Звёзд на небе? Грёз в каждой божьей твари? ...
Ожидание - тонкая линия горизонта,
Невидимый шум грозового фронта -
вопросы отпадают сами собой...
а с тобой
это тоже случается?
когда сердце отчаивается???...
Отчаливаем от одной хорошей библиотеки,
Пришвартовываемся к другой...
Весь мир - такой!
но если взглянуть сквозь полуприкрытые веки,
можно увидеть весь мир в Одном человеке...
Мир будет течь рекой !"

Ссылки:

1. Альбом неизвестных фотографий Евгения Гаера (из архива И. Жигунова): https://vk.com/album406125_278980212

2. Заметка "Один день – три события. 4 апреля 2009." Андрея Чивикова о поэтическом перформансе "КОКОН" арт-группы "ALTернатива нефти": https://zlystra.blogspot.com/2009/04/4-2009-alt.html

3. Заметка "Сообщение. 4 апреля 2009." Андрея Чивикова о поэтическом перформансе "КОКОН" арт-группы "ALTернатива нефти": https://zlystra.blogspot.com/2009/04/4-2009-alt_5.html

4. Фотоотчёт Эли Перельмана перформанса «Кокон» поэтической арт-группы "ALTернатива Nефти": http://zlystra.blogspot.com/2009/04/alt-n.html

5. Фотографии с акции «Ночь у фонтана» поэтической арт-группы "ALTернатива Nефти": https://vk.com/album-9497226_92728169

6. Группа международного фестиваля медиа-поэзии «Вентилятор»: https://vk.com/event13733118

7. Воспоминания Андрея Ноября о Евгении Гаере: https://vk.com/id103097?w=wall103097_6485%2Fall

8. Воспоминания Ангелины Саул-Зуевой о Евгении Гаере: http://zlystra.blogspot.com/2020/05/blog-post_5.html

9. Серия фотографий Жигунова И. "Осенний Гаер" (7 октября 2017 г.): https://zlystra.blogspot.com/2017/10/blog-post.html

10. Заметка "Суровы поэзы уходят.." от Портфель Кэнди: https://ryfma.com/p/tJEYubYufMvcTeENF/surovy-poezy-ukhodyat

11. Группа ВК «Евгений Гаер. Творчество»: https://vk.com/public_evgeny_gaer

12. Tom Night (Gaer covers) - In Memory Of Gaer (2020): https://www.youtube.com/watch?v=SjPR4wPS3N8&list=LL&index=42

13. Воспоминания Насти Чариной: https://vk.com/charina?w=wall110253_10103%2Fall

14. Поэтический видео-трибьют «Эксгумация и пряники» на стихи поэтов Серебряного Века в исполнении современных авторов. «Когда умирают…» (Хлебников/Гаер): https://www.youtube.com/watch?v=QO_rhd89gMg

15. Международный фестиваль медиа-поэзии «Вентилятор» (performancepoetry – ведущий Евгений Гаер) – съёмка Сергея Югова:






16. Интервью о фестивале «Вентилятор» на канале «100» в программе «Битва поэтов»: https://www.youtube.com/watch?v=wycqv-j4hhk

17. Статья с фотографиями в Вконтакте: https://vk.com/@zlystra-gaer

Комментариев нет:

Отправить комментарий